Обратная связь
Воскресенье, 01 Октябрь 2017 20:01

МАСТЕР-КЛАСС ИСПОЛНЕНИЯ ИНДИЙСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Автор: 
Оцените материал
(1 Голосовать)

1 октября участницы фольклорного ансамбля 8 а класса посетили мастер-класс исполнения индийской классической музыки.

Индийская классическая музыка — одна из древнейших комплексных музыкальных традиций мира. Её истоки традиционно связывают с Ведами, в первую очередь с «Сама-ведой» (2 тыс. до н. э.), останавливающейся на музыке подробнее других Вед (объясняя, как исполнять гимны «Риг-веды») и прочно связывающей истоки музыки с религиозно-магической практикой индуизма. Трактат по театру, музыке и танцу «Натья-шастра» (первые века н. э.) демонстрирует, что уже до его создания индийцы обладали высокоразвитой музыкальной системой. Она также фиксирует важную связь музыки с танцем и драмой. Под влиянием мусульманской культуры в Средние века важным становится распевное исполнение авторской поэзии, которое адаптировалось индийской культурой и стало важной частью классической музыки.

Индийская классическая музыка стремится к монофонии, и при ансамблевом исполнении единственная мелодическая линия оформляется фиксированными бурдонными звуками. Мелодические построения называются рага, ритмические — тала. Раги — закреплённые традицией ладоритмические построения, основные для классической музыки. Европейскими языковыми средствами они могут описываться как «мелодии», «темы». В процессе исполнения раги основная тема подвергается интенсивному интонационному развитию по принципу аналогичному джазовой импровизации. Однако, в отличие от последней, рага — это не просто музыкальная тема, но и глубоко осмысленный философско-поэтический комплекс. Так, рага-васанта символизирует весну, рага-камала — лотос, рага-мегха — тучу, приносящую дождь, рага-шанти ассоциируется с состоянием покоя, рага-шрингара — с чувством любви, рага-хасья — с весельем и т. д. Исполнение раг приурочивается ко времени суток или года (мелодии утренние, вечерние, полуденные).

Индийская классическая музыка разделяется на две основные традиции, окончательно разошедшиеся примерно с XIII века:

  • Хиндустани, с корнями в Северной Индии. Именно это направление и проработали девочки с помощью наставницы. Хиндустани — направление в индийской классической музыке, развившееся в северных районах страны. Она широко распространена как в Индии, так и в Пакистане и Бангладеш. Направление сформировалось на основе более ранней индийской музыкальной традиции в XIII—XIV веках и закрепилось при правлении Великих Моголов, испытав значительное персидское влияние. На развитие северо-индийской музыки оказал сильное влияние средневековый поэт и музыкант Амир Хусро (1253—1325). Он разработал целый ряд мелодий, соединяя воедино мелодические напевы индийской и персидской музыки.

В музыке хиндустани все мелодические ряды представляют собой продолжение ноты «Са» (До). Наиболее часто раги построены на девяти звуках, но в некоторых смешанных рагах их число доходит до двенадцати. Существует шесть основных мелодий-раг, которым в различных списках даются разные названия. Также сложилась традиция персонифицировать раги как шесть прекрасных мужчин, каждый из которых имеет по пять жён (рагини) и по восемь сыновей (путр), что доводит количество музыкальных вариаций до восьмидесяти четырёх. Такая богатая образность в конечном счёте переносилась в поэтические описания раг и рагини (дхьяна), а эти стихотворения, в свою очередь, послужили сюжетной основой для создания живописных миниатюр — рага-мала[4]. Впервые раги были разделены на мужские и женские в трактате «Сок музыки» («Сангитамакаранда»), авторство которого приписывается некому Нараде, жившему в XI веке.

Исполнение раги начинается с медленной разработки её темы в форме алапа. Алап может длиться от нескольких минут до 30—40 минут в зависимости от стиля и предпочтения солиста. После алапа начинается основная часть раги, джор или друт, где ритм постепенно возрастает, а исполнение становится богато орнаментированным. В третьей части подключается исполнитель на табла, эта часть называется тала.

Музыка Хиндустани, в отличие от карнатской традиции, выработала свои характерные стили инструментального исполнения. В то время как инструментальная музыки Южной Индии существует лишь в виде инструментального сопровождения песен, на севере создаются самостоятельные инструментальные композиции, соотносящиеся с определёнными рагами и тала, называющиеся гат[5]. В музыке хиндустани обычно выделяется ритмическая составляющая, подчёркнутая двойным барабаном табла, одним из символов индийской музыки в целом. Другой характерный инструмент хиндустани, характерный для исполнения за пределами традиции хиндустани — танпура, которая настраивается для исполнения конкретной раги и играет роль однообразного ритмического бурдона. Традиционно на танпуре играет ученик мастера-солиста. Характерные темы музыки хиндустани — романтическая любовь, любование природой и религиозные напевы, посвящённые РамеКришне,Аллаху. Выбор стихов не имеет строгой зависимости от конкретной раги.

В современной музыке хиндустани основным звукорядом считается звукоряд раги «Билавал», который почти полностью сходен с западноймажорной диатоникой.

НЕОБЫЧНЫЙ и совершенно удивительный музыкальный стиль народа Северной части Индии услышали и самостоятельно исполняли участники мастер-класса.

МИР МНОГООБРАЗЕН, ПОЭТОМУ ОН ТАК ЧУДЕСЕН!!! 

Прочитано 82 раз
Мазуренко Валентина Ивановна

учитель английского языка

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Формы

Контакты

для детей старше 6 лет