Обратная связь

Свидетельство о публикации в СМИ

Свидетельство о регистрации средства массовой информации (СМИ) Уважаемые коллеги! Наш сайт зарегистрирован как средство массовой информации. Это даёт вам возможность после размещения материала в разделе «Публикации» подать заявку на получение свидетельства о публикации в СМИ. Для этого нужно:

1. Зарегистрироваться на сайте.
2. Авторизоваться и добавить новый материал.
3. Заполнить заявку на получение свидетельства о публикации в СМИ.

Запись о выдаче свидетельства будет внесена в реестр. Приветствуется перевод пожертвований. Задать вопрос, предложить идею, сообщить о проблеме, сказать спасибо можно в форме «Обратная связь».

Четверг, 05 Май 2016 18:11

Инновационная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС общего образования

Автор: 
Оцените материал
(1 Голосовать)

Инновационная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС общего образования

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи учителя».
Элберт Грин Хаббард

В условиях становления новой культуры российского образования с учетом основных тенденций и потребностей инновационного потенциала общества был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования. Перечислим некоторые нормативные документы, которые предшествовали появлению государственного стандарта и легли в его основу: Закон Российской Федерации «Об образовании» и Концепция проекта нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. (от 17.11.2008 г.), Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы (от 7 сентября 2010 г.), Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (от 04.02.2010 г.), План действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 гг. (от 07.09.2010 г.). Основными направлениями ФГОС являются формирование гражданской идентичности обучающихся, единство образовательного пространства, духовно-нравственное развитие и воспитание, формирование готовности к саморазвитию и активной учебно-познавательной деятельности обучающихся. Меняются педагогическая стратегия школы, ориентированная на учение как образ жизни, и педагогическая тактика, основанная на личностной включенности обучающегося в образовательный процесс, сопереживание его полученному знанию или событию.

Интеграция основных целей ФГОС в образовательный процесс школы требует готовности учителя к инновационной деятельности, профессиональной методологической компетентности, распространению современных педагогических технологий и методик. Рассмотрим кратко основные направления инноваций учителя в современной школе. В Википедии дается такое определение инновации (англ. – нововведение, новаторство) – это особое новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что инновационная деятельность должна быть ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ (ст. 20, п. 3).

Новый Закон и стандарт ФГОС предполагают активизацию формирования инновационной деятельности учителя, направленную не только на организацию учебной деятельности, сколько на формирование навыков самообучения, воспитание обучающихся, готовности к субъект-объектному взаимодействию, ориентации на внеурочную деятельность и здорового образа жизни обучающихся. От современного учителя требуются профессиональные знания в различных образовательных областях, расширяющихся его деятельность, таких, например, как теория развивающего обучения В.В. Давыдова, теория Д.Б. Эльконина, культурно-историческая концепция Д.С. Выготского, системно-деятельностный подход в образовании, он должен владеть технологиями развития здорового образа жизни и др. Отметим, что данные области образования имеют метапредметную направленность. В постановке предметных задач необходима творческая ориентация на развитие мотивации обучающегося, чтобы учение стало внутренней потребностью каждого выпускника школы, были сформированы его регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные качества. Таким образом, с помощью инновационной деятельности учителя школьник овладеет навыками организовать среду, в которой идет процесс учения, а также инструментами учения – анализом, синтезом, ранжированием; будет способен осуществлять выбор и нести ответственность за него; сможет работать в группе, научиться разрешать конфликтные ситуации.

Новый ФГОС позволяет учителю в его инновационной деятельности перейти от стандартных форм обучения, линейных, к современным, нелинейным (см. таблицу 1):

Таблица 1. Линейные и нелинейные формы обучения

№ п/п Компоненты При линейном процессе обучения При нелинейном процессе обучения
1. Цели, задачи обучения Предметные Предметные, личностные
2. Содержание Представлено в учебниках и учебных программах Трансформируется, дополняется, интегрируется в другие предметные области, профессионально ориентировано
3. Роль учителя Часто единственный транслятор информации Организатор среды учения, координатор образовательного процесса
4. Информационные ресурсы Ограничены Нет ограничений
5. Среда обучения Готовая среда обучения Среда обучения конструируется при совместной деятельности учителя и обучающегося
6. Субъект-объектное сотрудничество Ограничено составом класса Не ограничено: конструируется в процессе взаимодействия
7. Результат ЗУН Формируется личность обучающегося, способы и навыки учебной и внеучебной деятельности

Меняется роль учителя, его взаимодействие с обучающимся: совместная деятельность не ограничивается урочной формой, общением только в классе. Он становится организатором учебной среды обучающегося, его проводником в информационном пространстве. В связи с этим, необходимо отметить, что эффективность инновационной деятельности учителя зависит от его компетентности в решении профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий, от владения системой современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде (ФГОС, п. 26). Перечислим некоторые из них: мониторинг и фиксация хода и результатов образовательного процесса; современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования; организация электронного обучения. Современный учитель в своей инновационной деятельности легко ориентируется в информационном пространстве с использованием школьного сайта, образовательных Интернет-ресурсов, с созданием собственных цифровых образовательных ресурсов и учебно-методических материалов с электронными приложениями.

Таким образом, инновация учителя складывается из наличия новой идеи, интеграции данной идеи в образовательный процесс школы и обязательного наличия положительного результата.

Литература:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ).
  2. Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Образование» № 2 от 21 декабря 2005 г., № 16 от 21 февраля 2007 г.
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04 февраля 2010 г. Пр-271.
  4. Приоритетный национальный проект «Образование» от 5 сентября 2005 года.
  5. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы от 7 февраля 2011 г. № 61.
  6. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Примерная образовательная программа начального общего образования от 06 октября 2009 г. № 373

Дополнительная информация

  • Тема публикации: Инновационная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС общего образования
  • ФИО автора: Карасева Татьяна Николаевна
  • Должность: Учитель
  • Учреждение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 549 с углубленным изучением английского языка Красносельского района Санкт-Петербурга
  • Город: Санкт-Петербург
Прочитано 1187 раз Последнее изменение Вторник, 10 Май 2016 20:49
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Формы

Контакты

для детей старше 6 лет