Обратная связь

Свидетельство о публикации в СМИ

Свидетельство о регистрации средства массовой информации (СМИ) Уважаемые коллеги! Наш сайт зарегистрирован как средство массовой информации. Это даёт вам возможность после размещения материала в разделе «Публикации» подать заявку на получение свидетельства о публикации в СМИ. Для этого нужно:

1. Зарегистрироваться на сайте.
2. Авторизоваться и добавить новый материал.
3. Заполнить заявку на получение свидетельства о публикации в СМИ.

Запись о выдаче свидетельства будет внесена в реестр. Приветствуется перевод пожертвований. Задать вопрос, предложить идею, сообщить о проблеме, сказать спасибо можно в форме «Обратная связь».

Четверг, 07 Апрель 2016 16:37

Разработка урока по химии «Изменения, происходящие с веществами»

Автор: 
Оцените материал
(1 Голосовать)

Эпиграф к уроку:

«Жизнь учит только тех, кто её изучает»       

                                                                          В.Ключевский

Цель. Обобщить и систематизировать знания по теме «Изменения, происходящие  с веществами», подготовиться к контрольной работе. Обеспечить усвоение учебного материала, создания равных условий учащимся с разными способностями.

Задачи.

  • Обучающие. Повторить основные понятия темы: физические и химические явления, признаки химических реакций, типы химических реакций (реакции соединения, разложения, замещения и обмена). Проверить умения составлять формулы оксидов, кислот, оснований, солей; расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций и определять их тип, анализировать и систематизировать  вещества  по их строению, отвечать на вопросы, делать выводы и обобщать.
  • Развивающие. Предоставить шанс каждому ученику развить свои потенциальные способности. Развивать мышление (анализ, соотнесение, терминология данной темы), коммуникативные умения, организаторские способности при работе в группе, активность, долговременную память, навыки проведения эксперимента, интерес к предмету.
  • Воспитательные. Воспитывать культуру химического эксперимента: соблюдение правил техники безопасности при работе, наблюдательность за веществами  в быту, умения безопасного обращения с ними, доброжелательность. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень их мотивации к учению.

Тип урока: работа в группах  с использованием  технологии разноуровневого обучения

Урок рассчитан на 45 мин.

Оборудование:

  • Компьютерная слайд-презентация.
  • Наборы химической посуды и реактивов для проведения опытов.

Ход урока

1.Организационный момент

Учащиеся заранее распределены на группы, исходя из их способностей и с учетом пожеланий (5 групп по 5-6 человек), в каждой группе есть куратор.

  • 1, 2 группа   уровень  (I) - минимальный (базовый)  (запомнил, воспроизвел, соотнес с предыдущим материалом;
  • 3, 4 группа  уровень (II) – программный  (понял, объяснил, прокомментировал);
  • 5 группа уровень (III) – усложненный (применил, обобщил в схожей или измененной ситуации);

 Кураторы детально ознакомлены с ходом урока. В 1,2 группах, в случае необходимости учитель может помочь наводящими вопросами. Для экономии времени каждая группа получает задания в  напечатанном виде и работает на этих листах. Все ответы  выполненных заданий остаются в группах. Куратор группы оценивает вклад каждого участника в работе группы, а также учитель учитывает активность и правильность ответов учеников. Все задания представлены на слайдах. Выполненные в группах задания учащиеся объясняют и представляют на доске.

Учитель объясняет цель и ход урока. Делается акцент на девиз к уроку  и насколько класс будет ему следовать в течение урока.

2.Беседа по вопросам

Прежде чем приступить к работе в группах, необходимо вспомнить:

  • какие явления называются физическими, а какие  химическими?
  • каковы признаки химических реакций?
  • зачем в уравнениях химических реакций расставлять коэффициенты?
  • как звучит закон сохранения массы веществ?

Вопросы базовые, учитель старается проверить знания учащихся первых двух групп, но не только.

3.Задания для групп

Задание № 1. (Слайд 2) Отвечает каждая группа.

Определите, какие явления  - физические, а какие химические? Объясните, укажите признак химической реакции.

  • Гниение скошенной травы
  • При сильном измельчении кусочек бесцветного стекла превращается в белый порошок;
  • Скисание молока;
  • Горение дров;
  • При включении в сеть  электролампочка излучает свет и тепло;

Задание 2. (Слайд 3, 4) Уравнения выполняют  все учащиеся, но каждая группа проговаривает и объясняет на электронной доске одну реакцию.

Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций. Определите их тип. Проговорите каждую реакцию, назвав вещества.

Задание Объяснение Ответ

CuOH = Cu2O + H2O

1, 2 группа

2CuOH = Cu2O + H2O  - Реакция разложения

Li  +  O2  =  Li2O

4Li  +  O2  =  2Li2O - Реакция соединения

Fe2O3 + Mg = MgO + Fe

3, 4 группа

Fe2O3 + 3Mg = 3MgO + 2Fe – Реакция замещения

H2SO4 + KOH=K2SO4+H2O

H2SO4 + 2KOH=K2SO4+2H2O – Реакция обмена

K2O + P2O5 = K3PO4 5 группа

3K2O + P2O5 = 2K3PO4  -  Реакция соединения

Опыт – вот учитель жизни вечной   И.Гете

Задание 3. (Слайд 5, 6) Эксперимент. Сложность опытов различна, а особенно его химическое уравнение, поэтому задания к экспериментальной части в группах  дифференцированы. Кураторы  каждой группы получают задание, распечатанное на листочках (все задания дублируются на слайде). Учитель проводит инструктаж по технике безопасности. Он может помочь в эксперименте, в случае необходимости.

1. Вам дан порошок оксида кальция. Проведите реакцию с водой. Какое вещество получится? Как это подтвердить? Составьте уравнение реакции. Определите тип химической реакции.

2. К раствору соляной кислоты добавьте цинк. Что получилось? Составьте уравнение. Определите тип химической реакции.

3. К раствору сульфата меди (II) добавьте раствор гидроксида натрия, определите полученные вещества. Составьте уравнение реакции. Определите тип химической реакции.

4.Для приготовления краски кусок малахита (CuOH)2CO3 растерли в порошок и случайно поставили ступку на горячую плиту. Как изменится окраска пигмента? Проведите подобную реакцию. Напишите уравнение химической реакции. Определите тип химической реакции.

5. При отделке квартир натуральным мрамором  не рекомендуют  использовать чистящие средства с содержанием кислот. Почему? Подтвердите опытом, составьте соответствующее уравнение. Определите тип химической реакции.

Ответы (уравнения реакций, проведенных опытов)

1. CaO  +  H2O  =  Ca(OH)2)

2. 2 HCl  +  Zn   =  ZnCl2  + H

3. CuSO4  +  2NaOH  =  Cu(OH)2  +  Na2SO4

4.(CuOH)2CO3  =  2CuO  + CO2  + H2O

5. CaCO3 + 2HCl  =  CaCl2  + H2CO3     (CO2 +  H2O

Везет только  подготовленному уму

Задание 4. (Слайд 7, 8) Группы выполняют задания различной степени сложности. Подход  дифференцированный.

Задание Ответ

1. Напишите уравнения реакций по схемам:

а) Алюминий + хлор = хлорид алюминия

б) Оксид углерода (IV) + магний = оксид магния + углерод

а) 2Al   + 3Cl2  = 2AlCl3

в) CO2  +  Mg  = 2MgO  + C

2.Напишите уравнения реакций по схемам:

а) Алюминий + кислород  = оксид алюминия

б) Кальций  + вода  =  гидроксид кальция + водород

а) 4Al   + 3O2  = 2Al2O3

в) Ca  +  2H2O  = Ca(OH)2  + H2

3.Определите полученное и недостающее вещество в схемах реакций. Составьте уравнения реакций:

а) CO+ ? = CO2  б) Cu + AgNO3 =?  +Ag 

а) 2CO+ O2 = 2CO2

б) Cu + 2AgNO3 =Сu(NO3)2  +2Ag 

4.Найдите ошибки в схемах уравнений, (относительно исходных веществ) составьте их.

а) Fe(OH)3 = FeO +H2O  

б) SO3 + H2O =H2SO3

а) 2Fe(OH)3 = Fe2O3 +2H2O  

б) SO3 + H2O =H2SO4

5.Запишите уравнения реакций, протекающие согласно схеме:

   P   →    P2O  →  H3PO4 →Na3 PO4

1.4P + 5O2  =   2P2O5

2.P2O5   + 3H2O   =  2H3PO4

3. 2H3PO4 + 3Na2O = 2Na3 PO4 + 3H2O

Учитель подводит итог урока, собрав оценочные листы каждой группы и оценив работу кураторов и отвечающих. На экране итоговый слайд !

Домашнее задание. Раздаются карточки с дифференцированными вариантами  работ для закрепления  выполненных на уроке заданий.

Варианты работ.

Расставьте  коэффициенты в уравнениях реакций, определите  тип реакций, напишите уравнения по схемам.(1,2 вариант- 1,2 группа, 3,4 вариант – 3,4 группа и 5 группа)

1. вариант

  • Mg  +  O=  MgO
  • NH=  N2 +  H2
  • Zn   + HCl  = ZnCl2  +  H2
  • CuO  +  HNO3  =  Cu(NO3)2  +  H2O
  • сера + алюминий  =  сульфид алюминия
  • гидроксид бария = оксид бария +  вода
  • S   +    ?    =   SO2

2. вариант

  • Cl2 + H2  = HCl
  • H2O2   =  H2O  +  O2
  • Cu  +  AgNO3  =  Ag  + Cu(NO3)2
  • BaO   +   HCl   =   H2O   +  BaCl2
  • оксид серы (VI)  =  оксид серы (IV)   + кислород
  • оксид железа (III) + водород = железо + вода
  • H2   +   ?  =  NH3

3. вариант

  • CH=   C2H2   +  H2
  • CO  +  O2  =  CO2
  • H3PO4  +  AgNO3  =  Ag3PO4    +  HNO3
  • Li  +  H2O  =  LiOH  +  H2
  • железо  +  хлор  = хлорид железа (III)
  • вода  +  оксид азота(III) = азотистая кислота
  • BaO   +   HCl   =   H2O   +  ?

4. вариант

  • NaNO3  = NaNO2   +  O2
  • BaO  + P2O5   =  Ba3(PO4)2
  • Mg  +  H3PO4   =  Mg3(PO4)2   +H2
  • Ca(OH)2   +   HNO3   =   H2O   +   Ca(NO3)2
  • оксид углерода(IV) + углерод = оксид углерода(II)
  • оксид  серы (VI)  +  гидроксид натрия = сульфат натрия +вода
  • Li   +  ?    =   LiOH   + ?  

5. вариант

  • NO  +  O2  =  NO2
  • KClO3  =   KCl   +  O2
  • AgNO3  +  AlCl3  =  Al(NO3)3   +   AgCl
  • Fe2O +  H2   =  Fe  +   H2O
  • гидроксид натрия + хлорид железа(II)=гидроксид железа (II) + хлорид натрия
  • алюминий  + оксид меди (II)  = медь  + оксид алюминия
  • Mg   +   H3PO4    =    ?   +  ?

Дополнительная информация

  • Тема публикации: Разработка урока по химии «Изменения, происходящие с веществами»
  • Предмет: Химия
  • Класс: 8 класс
  • ФИО автора: Алентьева Галина Ивановна
  • Должность: Учитель химии и ОБЖ
  • Учреждение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 549 с углубленным изучением английского языка Красносельского района Санкт-Петербурга
  • Город: Санкт-Петербург
Скачать вложения:
Прочитано 660 раз Последнее изменение Среда, 13 Апрель 2016 20:46
Другие материалы в этой категории: « КВН «Химия! Химия! Химия!»
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Формы

Контакты

для детей старше 6 лет