Обратная связь
Среда, 23 Сентябрь 2015 17:24

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

Автор: 
Оцените материал
(3 голосов)

Тема: «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

Цели:

  • сформировать представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси;
  • развивать умение делать выводы, обобщать;
  • воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: мультимедиа, карточки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

А) фронтальный опрос.

Тема прошлого урока была «Страна городов». Объясните, что это значит (западные соседи называли Древнюю Русь страной городов).

Почему, как вы думаете? (в Древней Руси было много хорошо укрепленных и красивых городов)

Что было общего у городов? (центр древнего русского города был обычно укреплен и назывался Кремлем. Внутри располагались княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь. За пределами Кремля жили ремесленники, торговцы).

Б) работа с карточками.

Назовите два города Древней Руси, славящиеся своей красотой и величием. (Киев, Великий Новгород)

- Я раздала вам карточки с опорными словами для рассказа о каждом из этих городов. Какие слова подойдут к рассказу о

Киеве?                                                                                       Новгороде?

Киев Софийский собор
Стольный град великих князей Кремль
Днепр Волхов
Софийский собор Ильмень-озеро
Князь Ярослав Мудрый Посадники
Золотые ворота Вече

Кремль

Деревянные мостовые

Берестяные грамоты

Пересказ по плану.

  1. Изучение нового материала.

А) Объявление темы и целей урока.

Итак, мы узнали, что в Новгороде были найдены берестяные грамоты. Люди умели читать и писать. И сегодня на уроке мы подробно поговорим о возникновении славянской азбуки, о старинных книгах, проведем исследовательскую работу.

Б) Презентация.

1 слайд. Памятник Кириллу и Мефодию.

В 1992 году в России впервые праздновался День славянской письменности и культуры. В Москве был открыт удивительный памятник. У его подножия была установлена неугасимая лампада – знак вечной памяти.

- Подумайте, кто эти люди, чем они занимались? (Это монахи Кирилл и Мефодий).

- Почему их имена увековечены в памяти человеческой? (Изобрели азбуку).

Два брата Кирилл и Мефодий жили в IX веке и изобрели азбуку, которую назвали кириллицей. Почему?

2 слайд. Азбука.

Вот эта азбука. Измененным вариантом мы пользуемся до сих пор. Какие буквы похожи на те, которыми мы пишем сейчас? Как они назывались? Каких букв не встретишь теперь?

3 слайд. Рисунок из летописи.

В Древней Руси создавались летописи. Кто скажет, что такое летопись? (записи о важных событиях  из года в год, из лето в лето). Как звали людей, писавших летописи?

Сначала записи были очень краткими. Если ничего не происходило, то писали «В лето… не быть ничего» или «В лето … бысть тишина».

На уроках литературного чтения мы читали отрывки из летописей.

Посмотрите на рисунок из летописи. Как вы думаете, о чем она повествует? Что  мы узнаем из нее? (Как князь Олег ходил на Царьград, какую получил дань).

Отрывок из летописи читает ученик.

4 слайд. Олег прибивает свой щит на ворота Царьграда.

Что это за событие? Это рисунок из современной книги? Чем отличаются эти рисунки? (Изображения людей более примитивны, мало красок, один рисунок печатали, а другой сразу рисовали).

5 слайд. Васнецов. «Олег прощается со своим конем».

6 слайд. Сергий Радонежский.

Писались не только летописи, но и жития. Житие какого святого мы читали? (Сергия Радонежского). На уроках окружающего мира мы еще будем говорить об этом человеке.

7 слайд. «Повесть временных лет».

Перед вами самая знаменитая летопись. Посмотрите на нее, что говорит о том, что она относится к Древней Руси? Как она называется, узнаете сами. Возьмите конверты, достаньте и прочитайте отрывок из нее (отрывок читает вслух ученик).

8 слайд. Нестор-летописец

Нестор написал летопись в начале XII века.

Кем он был? Подумайте, вспомните, кто изобрел азбуку. (монахи, летописи писались в монастырях, очень образованными людьми).

9 слайд. Пергамент.

На чем мы пишем сейчас? На чем писали в Новгороде? (берестяные грамоты). Как вы думаете, на чем писали летописи?

Пергамент – материал из телячьей кожи. Стоил он очень дорого. Ненужные записи соскабливали и вновь писали на очищенном листе.

10-11 слайды. Старинная книга.

Перед вами старинная книга. Рассмотрите ее. Чем писали? (пером и чернилами). Какие краски использовали?

Киноварь – краска оранжево-красного цвета.

Охра – краска желтого цвета.

Каждая глава и отдельная страница начинались и заканчивались рисунками, заставками и концовками.

Как выделялась начальная буква? (красным цветом).

Как вы думаете, какое выражение из тех времен мы используем на уроке русского языка? (красная строка).

12-13 слайды. Обложки старинных книг.

Сравните современную книгу и старинную. В чём различие?

  1. Закрепление.

А) самостоятельная работа. Тетрадь, стр. 18-19, №2, учебник, стр.55-56, стр.20

Кириллица – это не первый алфавит, придуманный Кириллом и Мефодием. Первый оказался очень неудобным для чтения.

Вам нужно разгадать слова. Затем вписать первую букву каждого слова в квадратики и вы узнаете название этого алфавита.

Где вы будете искать ответы? (в учебнике на странице 55-56).

Здесь есть вопросы, которые относятся к книгопечатанию. Когда и где оно появилось? (В эпоху Средневековья в Европе). Кто изобрел книгопечатание? (Гутенберг).

Как назывались буквы в типографском наборе? Если что-то забыли, то вернитесь назад(страница 20 в учебнике).

I  В – 1, 2, 3

II В – 4, 5, 6

III В – 7, 8, 9

Б) проверка самостоятельной работы.

Какое слово получилось? (глаголица).

Откуда могло появиться такое название? (глаголить - говорить).

  1. Итог  урока.

Тест (см. презентацию).

Записать на листочках только номера вопросов и букву выбранного ответа.

Взаимопроверка.

5 – нет ошибок.

4 – 1 ошибка.

  1. Домашнее задание.

Учебник, стр. 55 – 56; рабочая тетрадь, с.19,№3

Дополнительная информация

  • Тема публикации: Конспект урока
  • Предмет: Окружающий мир
  • Класс: 4 класс
  • Технология обучения: игровая
  • ФИО автора: Попова Наталья Николаевна
  • Должность: учитель
  • Учреждение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 549 Красносельского района Санкт-Петербурга
  • Город: Санкт-Петербург
Скачать вложения:
Прочитано 2937 раз Последнее изменение Вторник, 03 Ноябрь 2015 18:27
Попова Наталья Николаевна

Учитель начальных классов, воспитатель ГПД

Сайт p1o2p3o4v5a6.blogspot.ru
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Формы

Контакты

для детей старше 6 лет