Обратная связь
Среда, 24 Июнь 2015 11:06

Профориентационное развитие при обучении школьников

Автор: 
Оцените материал
(0 голосов)

Я, работаю педагогом-организатором  и учителем химии в школе 549. Вопросу профориентации в школах последнее время стало уделяться много внимания  и это закономерно, т.к. выбор профессии — сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Правильный выбор профессионального будущего для юноши или девушки является одним из главных решений в жизни. Не буду рассуждать о сложности этого выбора, в основе которого  множество составляющих. Роль школы, педагогов действительно важна в профориентационном  развитии учащихся в  процессе обучения. Остановлюсь на некоторых моментах.

Еще в начальной школе дети у нас знакомятся с профессиями своих родителей, которые  проводятся в начальных классах традиционно родителями при поддержке учителей. Занятия     интересные и необычные и для детей, и для родителей.   Ребята не только узнают новое о профессиях, но и видят мам и пап в необычной  ситуации. Конечно же,  в средней школе в этом направлении проводятся классные часы и ролевые игры, встречи с интересными людьми.

Эпиграфом к дискуссии, посвященной выбору профессии, которую я проводила, были слова М.Горького «Когда труд – удовольствие, жизнь хороша! Когда труд – обязанность, жизнь-рабство!» Примерно 70% жизни мы посвящаем работе, любимой или нелюбимой. Несоответствие профессии способностям и интересам, психологическим особенностям приводит к тому, что мы расплачиваемся за это здоровьем. Практика мировых исследований посвященных изучению проблемы выбора профессии показывает, что в этом случае увеличивается утомляемость, сокращается продолжительность жизни, возрастает риск психосоматических заболеваний. На дискуссии  рассуждения серьезности этого вопроса, о помощи специалистов и компетентных людей были интересны и аргументированы. Еще один важный момент в ходе дискуссии – это разговор о развитии личности, выявлении его творческих способностей, склонностей и интересов, а не только стремление к определенным доходам.

Профессиональная ориентация в школе  осуществляется в процессе обучения, внеклассной и внешкольной деятельности, в процессе взаимодействия с семьей, с другими учебными заведениями и направлена на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. В школе созданы все условия для   творчества ребят. Ничто не проходит бесследно: занятия,  устремления, внутренняя мобилизация помогают  достойно выступать на различных конкурсах, в том числе  и районных конкурсах лидеров «Зажги свою звезду», разве это не шаг к осознанному будущему, к своей цели. Лидеры  - это выдержка, это умение владеть ситуацией, это закалка нервной системы.

Мольберт на сцене конкурса «Мисс школа», это не бутафория, а творчество участниц, которое пригодилось им  при поступлении и освоении своей будущей профессии в ГАСУ. Участницы этого традиционного конкурса обладают очень многими талантами. Это творчество, это возможность найти свое «Я», разбудить внутренние струны души, это самообладание, это преодоление каких-то комплексов, какого-то дискомфорта, это смочь, это достичь, как в будущей взрослой жизни – не все получилось сразу, значит очередная проба, проявление характера.  Это важно, добиваться, не раскисать. Это тоже достижения. Какой завораживающий моно спектакль продемонстрировала Бобинкина Марина. На протяжении всех 11 лет успешной учебы, она занимается музыкой, пением, танцами, достойно участвуя в конкурсах. Хочется пожелать успехов в достижении её цели.

Хочется сказать о творчестве старшеклассников в школьной газете,  темы, которые освещают юные журналисты, касаются многих сторон жизни школы, молодежи, её будущего – вот откуда рубрика «Профессии», заметки о правах и обязанностях подрастающего поколения. Получив одобрение своих наставников, учителей, они стали затрагивать более животрепещущие темы и уже не только  на страницах школьной газеты, но и в районном журнале «Южно-приморский вестник», а некоторые выпускники продолжают печатать свои статьи, будучи студентками …..

Решение проблемы выбора профессии возможно только при её комплексном рассмотрении. Правильно выбрать профессию — значит найти свое место в жизни. Кроме того, нужно верно оценить свои собственные возможности - уровень учебной подготовки, здоровье, и главное - свои способности и склонности. Найти  и вселить в подростка уверенность своей поддержкой и одобрением вот, что важно, чтобы  в своей взрослой жизни человек не плыл по течению, а чего-то добивался.

К юбилею школы многие выпускники писали заметки в районной газете о школьном времени,  и я прочитала интересный факт, которому никогда не  придавала значения: В день «самоуправления» я доверила своей бывшей ученице провести урок – сделала она это очень достойно, за что я  её поблагодарила и похвалила. И как написала  Роксана, именно  после этого момента она почувствовала себя более уверенной в таком сложном предмете, как химия, перестала бояться отвечать и т.д. И спустя семь лет я увидела в этой очаровательной, хрупкой девушке, состоявшегося человека,  врача - стоматолога, со своими жизненными приоритетами и перспективами,  хотя в школе она была очень тихой,  стеснительной, очень терялась при ответах, но всегда добросовестно готовилась к урокам.

Известный советский педагог С.Соловейчик писал: «Есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет». Волею судьбы я пришла работать в школу, в обычную общеобразовательную школу, обучать ребят химии, где работаю до сих пор. Я изучала химию за счет послушания, но  мне бы хотелось (особенно в современных условиях) , чтобы движущими силами были две другие.  Именно школа должна помочь выпускникам сделать этот выбор осознанным и продуманным, определить какую роль играют различные школьные предметы в той или иной профессиональной сфере.

Мы живем в мире веществ, познакомиться с которыми помогает химия. Химия облегчает нам труд, сохраняет здоровье, помогает создать и сохранить все человеческие сокровища, но «химия – это смерть, упакованная в банки и коробки», - сказал выдающийся писатель-фантаст и ученый биохимик Айзек Азимов. В то же время представляется полезным, и важным показать роль химии в становлении и развитии материальной культуры, в частности таких её проявлений, как живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное  искусство. Санкт-Петербург дает уникальную возможность в этом направлении. Но  интерес к этому школьному предмету уменьшается из-за сложности программ, из-за того, что понимать химию можно только после получения определенной подготовки по другим предметам. «Наука – вещь хорошая, но она в своей отвлеченности никак не может заменить нам своих практических применений  к жизни» - сказал Д.И.Писарев. И хотя одна из главных задач этой науки - научить человека правильно применять различные вещества, школьный курс не уделяет этому достаточного внимания. Именно поэтому мне хотелось связать воедино, услышанное на уроке, представленное в виде формул и увиденное вокруг себя и в шедеврах всех видов искусств, что привело меня к составлению программы ОДОД  «Объять необъятное». Её  целью  являлось связать знания детей, получаемых на уроках химии, с реальной жизнью, с выбором будущей профессии.   Благодаря  этой программе ребята занимались экспериментами, исследованиями, посещали музеи, знакомились с жизнью великих химиков:

  • Музей Горного института  и геологоразведочного института имени академика Ф.Н.Чернышева, в котором они познакомились с миром минералов, с применением  этих минералов в создании ювелирных украшений, в отделке интерьеров, в строительстве, в получении металлов и сплавов.
  • Музей прикладного искусства Санкт–Петербургской  художественно – промышленной академии имени Штиглица, в котором они познакомились с производством фарфора, керамики, майолики с техникой их росписи, и химическими процессами, лежащими  в их основе. Ребята увидели интереснейшие образцы художественных изделий из металла и тканей, получая удовольствие от убранства залов, в которых нашли отражение почти все исторические эпохи и т.д.

Более детально познакомиться с профессиями, которым обучают в горном институте, мы смогли, благодаря нашей бывшей ученице, которая в нем училась, она  поделилась этой информацией и ответила на все вопросы ребят.  Со специальностями, требующими знаний химии и биологии, а также где их можно получить мы смогли, благодаря диску «Куда пойти учиться»? Некоторую лепту и я внесла в знакомство с инженерными  химическими специальностями  и работой провизора. Итогом работы за год являются интересные мероприятия: игры, вечера, так, например, химический спектакль «Приключения друзей», написанный общими усилиями учащихся. Ребята вовлеклись в творческий процесс, также уловили неразрывную связь  между искусством и таким неоднозначным предметом, как химия. Они сами делали декорации, подбирали костюмы, но наибольшее удовлетворение получили от самой постановки спектакля, демонстрируя «сказочные чудеса» химическими спецэффектами. Вечер-игра «Краски разных эпох» посвящен  видам живописи,  краскам, их качеству и  использованию,  как в различных производствах, так и в искусстве. Прямо во время игры мы их получаем и создаем «шедевры».

Для  старшеклассников (и не только)    очень важное, значимое мероприятие – это школьная научно-практическая конференция «Путь в науку», где можно продемонстрировать свои способности, достойно, интересно представить свою работу. Получив заслуженную оценку своего труда, гордые  признанием своего творчества  ребята успешно участвуют  в международных и районных  конференциях.

Различные формы внеклассной работы помогают раскрыть богатый внутренний мир ребенка, дают возможность понять, кто он, а значит, помогут ему применить свои способности в своей дальнейшей жизни, в будущей профессии. Творческое развитие умений и навыков помогают понять, что ты умеешь, можешь и  хочешь в ней делать, получать и нести людям. И чем более полно раскрыт потенциал ученика, его возможности, эрудиция, интеллект, умение владеть собой, тем более адоптированным  он будет к меняющимся условиям востребованности  рынка труда.  Ему легче будет перестроиться, переориентироваться.

Творческая, инициативная личность важна в любой профессии.

 

Дополнительная информация

  • Тема публикации: Профориентационное развитие при обучении школьников
  • ФИО автора: Алентьева Г.И.
  • Должность: учитель химии педагог-организатор
  • Учреждение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 549 с углубленным изучением английского языка Красносельского района Санкт-Петербурга
  • Город: Санкт-Петербург
Прочитано 1071 раз Последнее изменение Четверг, 25 Июнь 2015 14:13
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Формы

Контакты

для детей старше 6 лет