Обратная связь
Вторник, 23 Июнь 2015 16:30

Дискуссионный клуб старшеклассников как средство формирования человека и гражданина

Автор: 
Оцените материал
(0 голосов)

 Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (статья 2 Закона РФ «Об образовании»).

Гражданско-патриотическое воспитание имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем, способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Инновационные технологии гражданско-патриотического воспитания предусматривают групповую работу, дебаты, ролевые игры, индивидуальные и групповые проекты, дискуссии, моделирование и т. д.

В нашей школе учащиеся старших классов вовлечены в работу дискуссионного клуба, который проходит один раз в месяц. В дискуссиях принимают участие учащиеся 8 11 классов, иногда приглашаются ребята и из 6-7-ых классов, иногда родители и учителя. У каждого класса имеются свои болельщики, которые могут также участвовать в дискуссии, задавать вопросы.

Цель дискуссий – формировать у учащихся ценностные ориентиры, подготавливать их к самостоятельному социальному действию. Предметом рассмотрения в такой дискуссии являются фрагменты и ситуации социальной реальности, так как многие сейчас отвергают общечеловеческие ценности, заложенные нашей историей и культурой. Патриотическое чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Очевидно, что самоопределение пойдет тем успешнее, чем более конкретными, близкими и интересными будут эти фрагменты и ситуации для подростков.

В рамках подготовки к дискуссиям мы проводим локальные социологические исследования (анкетирование, мониторинг), выявляющие наиболее интересующие школьников социальные темы. Был сформирован следующий список тем:

«Как нам победить коррупцию»

«Экстремизм – молодежные субкультуры»

«Молодежные проблемы - муниципальные решения»

«Умеем ли мы прощать?»

«Свобода выбора будущего, или как найти формулу самосовершенствования»

«Эта память – наша совесть. Она, как сила, нам нужна»

«Что значит быть толерантным?»

«Что для нас блокада?»

«Есть ли будущее у молодой семьи?»

Тема дискуссии объявляется заранее, чтобы ребята были подготовлены к разговору и могли, высказывая свою точку зрения, опираться на документальные факты, фильмы, книги, рассказы людей.

Экспертами в дискуссии являются: заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, учителя истории и русского языка, заведующий ОДОД.

В дискуссии «Эта память – наша совесть. Она, как сила, нам нужна» участвовали не только учащиеся, но и учителя и родители. Нас поразило, что раскрывая свои мысли и душу, ребята говорили дрожащими голосами, едва сдерживая слезы. Чувствовалось, что они гордятся старшим поколением и осознают ответственность за судьбу страны.

Форма дискуссии выбрана не случайно. Используя эту технологию, педагог помогает в непринужденной обстановке дать возможность проговорить свое понимание или непонимание данной темы, выразить свое отношение к высказанной позиции другого учащегося, разыграть непонимание высказанного учащимся мнения, тем самым побуждая его к уточнению, к более глубокому обоснованию своей позиции. Во время дискуссии педагог может согласиться с высказанной учеником точкой зрения, а затем сделать из нее абсурдные выводы, для того, чтобы побудить к дальнейшему рассуждению. Здесь, главное, чтобы все выводы были в корректной форме и не задели самолюбие ребенка. А если высказывания закончились, а тема дискуссии не раскрыта, педагог может их спровоцировать, предъявив от своего лица довольно радикальное понимание ситуации.

Для того чтобы дискуссия состоялась, должен быть накоплен определенный багаж знаний в разных областях, поэтому дискуссионный клуб может работать, если привлекаются дети старшего школьного возраста, знающих много и по истории, и по литературе, способные обсуждать, размышлять в реалиях сегодняшнего времени, осознавая, чувствуя значимость событий для себя и государства.

Дополнительная информация

  • Тема публикации: Дискуссионный клуб старшеклассников как средство формирования человека и гражданина
  • Предмет: Воспитание
  • ФИО автора: Васильева Марина Анатольевна, Алентьева Галина Ивановна
  • Должность: социальный педагог, педагог-организатор
  • Учреждение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 549 с углубленным изучением английского языка Красносельского района Санкт-Петербурга
  • Город: Санкт-Петербург
Прочитано 1264 раз Последнее изменение Среда, 23 Сентябрь 2015 11:12
Васильева Марина Анатольевна

Социальный педагог и учитель математики

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Формы

Контакты

для детей старше 6 лет