Обратная связь
Среда, 12 Ноябрь 2014 23:38

Игровые технологии в воспитательном пространстве школы

Автор: 
Оцените материал
(0 голосов)

Игра есть упражнение, посредством которого
ребёнок готовится к жизни.

П. Ф. Лесгафт

Уважаемые коллеги! Разрешите начать свою статью не с теоретических выступлений по данной теме, а с прекрасных слов Б. Окуджавы:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться!
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты.
Ведь это все любви счастливые моменты.

И в правду давайте попробуем говорить комплименты. Поиграем в игру «Комплимент».

Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия: cказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.

Давайте проведем небольшую рефлексию:

  1. Что вам понравилось больше, говорить комплименты или принимать их?
  2. Насколько трудно, легко было подобрать содержание комплимента?
  3. Какой комплимент вам понравился больше всего?

Вот незаметно с игры, мы начали общаться друг с другом. И это сразу помогло нам наладить коммуникативное общение друг с другом. Игра имеет огромный потенциал и большое значение в воспитательной работе.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр. Они обладают чётко поставленной целью и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются определённой воспитательной направленностью.

Давайте вспомним классификацию педагогических игр по нескольким принципам:

  1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
  2. По характеру педагогического процесса выделяют:
    • обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
    • познавательные, воспитательные, развивающие;
    • репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
  3. По характеру игровой методики, типология которой достаточно широка: важнейшей из применяемых типов это — предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.
  4. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения.

В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и отношений с миром, соблюдение которых обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

Двуплановость — характерная особенность игры. Играющий, с одной стороны, реально действует, решая конкретные, часто нестандартные задачи. С другой стороны, ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с её конкретными обстоятельствами. Двуплановость обусловливает развивающий эффект игры.

В играх принимают участие люди всех возрастов. У детей дошкольного возраста игра — ведущий тип деятельности. Для детей младшего школьного возраста игра — способ овладения навыками. В подростковом и раннем юношеском возрасте игра — средство самопознания и самоопределения.

Игра способствует разностороннему развитию, обучению и воспитанию ребёнка. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в жизни, когда вырастет. В игре проявляются и формируются интересы и склонности детей, развиваются чувства, фантазия, смекалка, трудолюбие, коллективизм и другие качества личности.

Взрослым игра помогает отдыхать, психологически и профессионально развиваться. В игре происходит формирование произвольного поведения человека, его социализация. Кроме того, игра помогает общению, сохранению душевного равновесия, доставляет людям радость, удовольствие от напряжения умственных, физических сил и достигаемых успехов.

Условия эффективности игры:

  • доступность игры; нельзя включать в игру людей, если у них отсутствует минимум знаний и жизненного опыта для понимания возникающих в ходе игры проблем;
  • добровольность включения в игру; распределение ролей с учётом желаний и индивидуальных особенностей личности;
  • обеспечение свободного, творческого, демократического стиля общения проведения игры;
  • поощрение игровой самостоятельности; постоянный контроль за нравственной атмосферой игры; создание в процессе игры нестандартных ситуаций; предоставление каждому участнику игры выбрать себя, проявить свои интересы и способности;
  • глубокое знание руководителем игры сферы избранной для имитации; умение аргументировано строить доказательства, используя жизненные факты; стремление опосредованно руководить игрой, не применяя авторитарных приёмов и разрушая игру неумелой корректировкой;
  • соответствие содержания игры достижениям и требованиям научно-технического прогресса.

Форм игр множество. Некоторые мы используем каждый день, другие по мере необходимости. Мне бы хотелось остановиться на некоторых из того многообразия, которые апробированы, востребованы и проводятся в нашей школе.

Продуктивная (инновационная) игра — совместная деятельность по созданию информационного продукта (по решению какой-либо практической проблемы), предполагающая обмен мнениями, в т. ч. и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов. Как правило, алгоритм продуктивной игры предполагает следующие процедуры: общий сбор-старт (постановка проблемы, объяснение правил), работа по группам, общий сбор-финиш (подведение итогов). Поэтому продуктивная игра может считаться достаточно сложной формой, так как она включает в себя в качестве промежуточной или итоговой процедуры такую форму как «Защита проектов». Эта форма наиболее важна сегодня для социализации учащихся в современном обществе.

Так в нашей школе проходила работа по подготовке и празднованию 40-летия Красносельского района. Был дан старт школьному проекту «Наш район вчера, сегодня, завтра». Каждый класс получил путёвку–задание, и начал игру по созданию информационного продукта. Кто-то создавал рукописную книгу «Они живут в Красносельском районе», другие альбом с подробной аннотацией и презентации «Горжусь тобой моя земля!», «Любимые уголки микрорайона», тематические печатные издания «Люди и судьбы», «Герои нашего дня» и т. д. Результатом стало подведение итогов, презентации, защиты своих информационных продуктов. Лучшие получили награды. И, как следствие, огромное количество призовых мест и побед в районных конкурсах и проектах, посвящённых юбилею района. Самый главный итог — это то, что в работу включены были все от мала до велика: ученики, педагоги, родители!

Игра-путешествие или как мы её чаще называем «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета». Назначение игры-путешествия вариативно: эта форма может использоваться:

  • для информирования воспитанников;
  • служить средством отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных, решать изобретательские задачи и др.);
  • предназначаться для контроля соответствующих знаний, умений и навыков, в этом случае она может проводиться с использованием соревнования между командами участницами;
  • способствовать осознанию взглядов, отношений или ценностей через «проживание» воспитывающих ситуаций, организации коллективного планирования деятельности коллектива.

Игра-путешествие, применяемая как форма организации соревнования, поможет педагогу сделать шаг на пути сплочения коллектива. Вообще игра-путешествие одна из самых богатых по потенциалу форм.

Насколько интереснее проходит первое посещение школьной библиотеки для первоклассников, если это проходит в форме игры «Путешествие в мир книг». И как ждут пятиклассники праздника посвящения «Мы — юные Петербуржцы», которые проходит в форме игровой конкурсной программы. По традиции эту программу проводят для младших школьников старшеклассники. Это одно из направлении шефства старших над младшими, преемственность, опыт общения и проведения таких мероприятий.

Традиционно Всемирный День здоровья 7 апреля проходит в нашей школе в форме игры. Проводим игровые танцевальные спортивные переменки. Здесь опять проявляется шефство старших над младшими. 5-6 классы идут в начальную школу, а старшие играют со средним звеном. И обязательно проходит игра по станциям «Мы — здоровые ребята».

Игры по станциям, игры-путешествия придумывают, готовят и проводят сами ребята. Им это очень нравится. Именно в этой форме игровой технологии ребёнок может проявить и раскрыть свой талант, способности. Каждый может выбрать себе ту тему, ту станцию, которая ему по душе, в чем он «силён», где он может проявить себя, своё творчество. Ведь большое дело не каждому по силам, а фрагмент игры способен подготовить и провести практически каждый, тем более, что готовит он его в союзе с друзьями и под руководством педагога. Создать ситуацию успеха очень важно и необходимо для каждого ученика. Главное, чтобы он поверил в себя!

Мы уже привыкли к таким технологиям. В виде игры проходят слёты школьного актива, праздничные мероприятия.

Игровая программа — это совокупность разнообразных видов игровой деятельности, объединённых темой и сценарным ходом, обеспечивающая активизацию и развитие личности.

Мы смогли включить в игровые технологии не только педагогов и детей, но и родителей. На протяжении 6 лет в школе проходят конкурсно-игровые программы «Вот они какие, наши мамы!» и «Праздник пап». Мамы и папы вместе с детьми играя решают самую главную задачу: духовно-нравственного, семейного воспитания. Каждая программа, это не просто конкурсы, это игра. Каждый раз мы выбираем тему, озвучиваем правила игры и начинаем готовиться, репетировать, создавать праздник все вместе. Главное дать поверить всем участникам игровой программы, что у него обязательно всё получиться! Это, наверное, самое сложное! Зато потом, сколько радости у всех, когда стоя на сцене в финале мы понимаем, что всё задуманное получилось на 100%!

Как и в каждом виде деятельности должна быть мотивация. Особенно ярко она выражена в игровых технологиях.

Мотивация включения в игру

  • Желание добиться в игре более высокого статуса, уровня признания в группе
  • Повышение уровня самооценки
  • Желание продемонстрировать себя
  • Желание стать лучше среди кандидатов на игру
  • Привлекательность известной, освоенной ранее деятельности
  • Желание участвовать в игре «как все»
  • Сила обаяния личности руководителя
  • Предчувствие реальной победы, желание выиграть
  • Желание помочь кому-то, проявление альтруистических мотивов
  • Страсть увлеченность сюжетом, персонажами игры и т. д.
  • Желание развлечься, игра на интерес
  • Желание получить приз, поощрение.

Особенностью работы в игровых технологий является то, что невозможно качественно и эффективно подготовить и провести мероприятие в одиночку.

Из опыта работы в нашей школе могу сказать, что применение игровых технологий не только важно, но и необходимо в воспитательной деятельности. Включенность детей в игровые технологии позволяет качественно и эффективно проводить мероприятия, вовлекать в работу большее количество детей. Работа в игровых технологиях изменило ребят — они стали более ответственные и самостоятельные, проявляют инициативу и активность. Стали настоящими помощниками в работе педагогов. Изменило отношение родителей к школе, позволило активизировать сотрудничество с родителями и педагогами.

Современный этап развития общества характеризуется глубокими социально-экономическими изменениями. В условиях, этого от человека требуются не только знания и умения, но и развитые личностные свойства, позволяющие ему активно включаться в творческую преобразующую деятельность, перед образованием встают новые задачи. Школа сегодня, прежде всего, ориентирована на создание оптимальных условий для развитая личности каждого ученика. Это положение отражено, в частности, и в Законе Об образовании в РФ, в котором личностно-ориентированный, развивающий характер образования определяется в качестве приоритетного. При этом указывается, что важно учитывать как внешние, так и внутренние условия развития. Развитие социально творческой личности в пространстве школы поможет выпускнику во взрослой жизни найти свою дорогу в профессию, в общении с людьми, умении принимать правила игры взрослой жизни.

«В игре проверенные общие положения и истины становятся основанием самостоятельно проводимых действий, … игра учит владеть собой, … сдерживать свои расходившиеся чувствования и причиняет … подчинять свои действия сознанию». П. Ф. Лесгафт

Дополнительная информация

  • Тема публикации: Игровые технологии в воспитательном пространстве школы
  • Предмет: Воспитательная работа
  • Класс: 1-11 классы
  • Технология обучения: Игровые технологии
  • ФИО автора: Иваник Мария Дмитриевна
  • Должность: Педагог дополнительного образования
  • Учреждение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 549 Красносельского района Санкт-Петербурга
  • Город: Санкт-Петербург
Прочитано 1172 раз Последнее изменение Пятница, 28 Ноябрь 2014 23:44
Иваник Мария Дмитриевна

Заместитель директора по ВР, учитель истории.

Сайт sch549.ru/blog/ivanik-mariya-dmitrievna.html
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Формы

Контакты

для детей старше 6 лет