Обратная связь
Понедельник, 05 Май 2014 13:56

Местоимение как часть речи

Автор: 
Оцените материал
(2 голосов)
Местоимение Местоимение

Урок по теме «Местоимение как часть речи»

6 класс

Учитель: Власенко Л. В.

Цель урока:

  • Дать представление о местоимении как части речи.

Задачи:

  • научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте;
  • способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса;
  • способствовать воспитанию бережного отношения к слову;
  • способствовать развитию аналитических способностей учащихся.

Оборудование:

  • Учебник Львовой С. И.
  • Интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент

Запись числа и классной работы.

II. Сообщение темы и целей урока

— На предыдущем уроке мы закончили изучение большой темы «Имя числительное». Сегодня мы приступаем к изучению ещё одной интересной части речи. Она называется местоимением.

Наша задача сегодня на уроке:

  1. Выяснить, что такое местоимение.
  2. Какова роль местоимения в русском языке.

Актуализация знаний.

— Что вы знаете о местоимении?

— Давайте обратимся к самому слову «местоимение»? Что вы можете сказать об этом слове? Страница 1.

— Вместо каких частей речи может употребляться местоимение? Приведите примеры. (Учитель делает записи на доске)

— Местоимения, которые вы подобрали, называют конкретный предмет? (Нет)

— Что же делают местоимения? (Указывают на предмет)

— Назван ли этот предмет? (Нет)

III. Изучение новой темы

1) На доске записан текст (1-е предложение закрыто), учитель читает его. Страница 2.

(Слоны шли к водопою по узкой тропе.) Такую тропу они проложили сто лет назад. Во всяком случае, столько помнил эту тропу их вожак.

— О ком идёт речь в тексте? Подберите слова? Слова какой части речи вы подобрали?

— Значит, местоимения стоят вместо каких частей речи?

— Сколько мы можем подобрать существительных, прилагательных и числительных? (Много)

— А почему мы не можем дать однозначного ответа? (Мы не знаем предыдущего текста)

— Давайте попробуем выяснить, вместо каких частей речи употребляются здесь местоимения. Страница 3.

— Давайте сделаем первые выводы. Попробуем составить определение, что такое местоимение. Страница 1.

— Вместо каких частей речи используются местоимения?

— На что указывает местоимение?

— Вот что говорил один из известных лингвистов о местоимении. Страница 4.

А. Реформаторский говорил, что местоимения «как запасные игроки на футбольном поле» или «дублёры» в театре, выходят на сцену или на поле тогда, когда вынужденно «освобождают игру знаменательные слова».

— Как вы понимаете его высказывание?

— Для чего же нам нужны в речи местоимения?

— Проверим, так ли это — местоимения помогают избежать повторов в тексте, связывают предложения.

Страница 5.

— А теперь попробуйте сами отредактировать текст и запишите его в тетрадь.

Страница 6.

В доме у ребят жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался мягким. Ребята прозвали ёжика Пушком. В доме у ребят жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине свои колючки и делался мягким. Они прозвали его Пушком.

— Что неудачно в этом тексте?

— Как бы вы исправили данный текст?

— Какой вывод можно сделать о роли местоимений в тексте? (Местоимения соединяют предложения в тексте; используются, чтобы не было повторов существительных, то есть делают нашу речь более красивой)

Страница 7.

— Давайте запишем исправленный текст и посмотрим синтаксическую роль местоимений.

— Итак, какой вывод можно сделать о синтаксической роли местоимений?

— Но не надо забывать, что местоимения употреблять без существительных, прилагательных и числительных, которые они заменяют, нельзя, иначе ваша речь будет не понятна другим.

Страница 8.

На днях, не знаю сам зачем,
Зашёл я в незнакомый дом.
Мне захотелось кое с кем
Потолковать о том о сём.
Я рассказал им, что, когда
И почему, и отчего,
Сказал, откуда и куда,
И как, и где, и для чего;
Что было раньше, что потом,
И кто кого, и что к чему,
И что подумали о том,
И если нет, то почему!
Когда мне не хватало слов,
Я добавлял то «ах», то «эх»,
И «так сказать», и «будь здоров»,
И «ну и ну», и «просто смех»!
Когда ж закончил я рассказ,
То кое-кто спросил: «И всё?
Ты говорил тут целый час,
А рассказал ни то ни сё!»

— А теперь давайте обратимся к учебнику и прочитаем, что там написано о местоимении?

Страница 105–106.

— Итак, что ещё написано в учебнике о местоимении, чего мы с вами не знали? (Об изменении местоимения)

IV. Синквейн

Страница 9.

Чтение синквейнов ребят.

Страница 10. (Мой синквейн)

V. Домашнее задание

Страница 11.

Выполнить тест на сайте школы

Дополнительная информация

  • Тема публикации: Местоимение как часть речи
  • Предмет: Русский язык
  • Класс: 6 класс
  • ФИО автора: Власенко Любовь Владимировна
  • Должность: Учитель русского языка и литературы
  • Учреждение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 549 Красносельского района Санкт-Петербурга
  • Город: Санкт-Петербург
Скачать вложения:
Прочитано 2170 раз Последнее изменение Пятница, 20 Июнь 2014 03:22
Власенко Любовь Владимировна

Умей поставить себя на место ученика. У каждого есть право на ошибку. Найди возможность дать ученику шанс ее исправить.

Другие материалы в этой категории: « Как готовить домашнее задание по русскому языку
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Формы

Контакты

для детей старше 6 лет