Обратная связь
Среда, 09 Апрель 2014 16:48

Создание ситуации успеха как одного из направлений социализации учащихся

Автор: 
Оцените материал
(3 голосов)

Создание ситуации успеха как одного из направлений социализации учащихся

Алентьева Галина Ивановна
учитель химии и ОБЖ
ГБОУ СОШ 549 Санкт-Петербурга

Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой.

В. Г. Белинский

Педагогическая поддержка личности ученика, идея успешности образовательного процесса всегда была одним из основных направлений на формирование социально активной, физически здоровой, толерантной и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира, путём создания оптимально благоприятных условий организации учебно-воспитательного процесса.

Ни для кого не секрет, насколько важно в жизни даже взрослого человека оценить, увидеть успешность человека, это то, что придает силы, даёт полёт мыслей, творчества в работе, а насколько это важно в подростковом возрасте, у старшеклассников. Это время, когда наиболее остро ощущается обида, непонимание, и вовремя сказанное слово поддержки, одобрения приводит к невероятным результатам.

В этом году к юбилею школы многие выпускники писали заметки в районной газете о школьном времени, и я прочитала интересный факт, которому никогда не придавала значения: В день «самоуправления» я доверила своей бывшей ученице провести урок — сделала она это очень достойно, за что я её поблагодарила и похвалила. И как написала Роксана, именно после этого момента она почувствовала себя более уверенной в таком сложном предмете, как химия, перестала бояться отвечать и т. д. И спустя семь лет я увидела в этой очаровательной, хрупкой девушке, состоявшегося человека, врача-стоматолога, со своими жизненными приоритетами и перспективами, хотя в школе она была очень тихой, стеснительной, очень терялась при ответах. Процесс социализации получил свое развитие: её отметили, ей доверили, в глазах появился огонёк.

У нас в школе уже одиннадцатый год пройдёт научно-практическая конференция «Путь в науку» для старшеклассников это очень важное, значимое мероприятие, где можно продемонстрировать свои способности, достойно, интересно представить свою работу. Получив заслуженную оценку своего труда, гордые признанием своего творчества ребята успешно участвовали и в международной конференции. Кроме того несколько учеников, не блистающих в учёбе грамотно, продуманно представили свои исследовательские работы. Да, им помогли справиться с таким серьёзным заданием, учителя вселили уверенность — результат самоутверждение, понимание, что смог чего-то достичь, важно помочь поверить в свою успешность. Разве это состояние не процесс социализации, становления личности?

В процессе социализации мне, кажется, более важными являются внеклассные мероприятия. Вот где можно найти внутренние резервы, разбудить скрытые таланты, увидеть душевные качества и дать понять их значимость. Когда этот «джин» возможностей и талантов выйдет наружу и покажет, на что он способен, появится активная, уверенная в себе личность со своим «Я», со своей жизненной позицией.

В марте шестой раз прошел конкурс — «Мисс-школа». Начиналось всё скромно, а сейчас набрало обороты. Зрители видят успешность конкурсанток и многие хотят попробовать и себя в этой роли. Эта праздничная феерия каждый год собирает полный зал, некоторые участницы не один раз участвовали в конкурсе. На праздник приходят и выпускники, где поболеть, где вспомнить свой триумф. Этот праздник действительно полёт мыслей и фантазий. Это творчество, это возможность найти себя, разбудить внутренние струны души, это самообладание, это преодоление каких-то комплексов, какого-то дискомфорта, это смочь, это достичь, как в будущей взрослой жизни — не все получилось сразу, значит очередная проба, проявление характера. Ой, как это важно, добиваться, не раскисать. Разве это не достижения в своей будущей жизни, в определении своей судьбы. А какие шедевры мы видим на конкурсах, каждое выступление эксклюзив — единственное и неповторимое. На одном из выступлений конкурсантки должны были продемонстрировать наряд из каких-то отходов (бумаги, пластика, пробок и т. д.). Платье из страниц журналов демонстрировали на районной выставке и специалисты не сразу поняли, что это не ткань.

Конкурс «Шире круг» проходит в школе ежегодно. Ребята успешно демонстрируют свои творческие способности в различных номинациях в том числе и старшеклассники, всё чему они научились в кружках и студиях. Многие выступают на районных и школьных мероприятиях. Благодарности и поощрения старших и друзей придают уверенность, и ребята стремятся применить свои навыки в организации мероприятий, а не только в выступлениях. Традиционно конкурсно-развлекательные программы к Новому году для 5-7 и 8-11 классов готовят соответственно ученики 10 и 11 классов. Более того, опыт каких-то неудач, сложностей, проблем в первом случае, помогает скорректировать свою работу в следующем году: суметь распределить нагрузку между одноклассниками, подобрать материал, составить сценарий, опираясь на умения и возможности творческой группы. Удачно проведенное мероприятие — гордость за свои успехи! Так постепенно ребята привыкают брать на себя ответственность, становятся более уверенными, чувствуют свою значимость и лишний раз, сказанные слова одобрения только плюс в их жизни, человек должен чувствовать, что его деятельность, его умения кому-то нужно, в этом его сила. Если что-то сложилось не совсем удачно, он и так поймёт.

Хочется сказать о творчестве старшеклассников в школьной газете, темы, которые освещают юные журналисты, касаются многих сторон жизни школы, молодежи, её будущего — вот откуда рубрика «Профессии», заметки о правах и обязанностях подрастающего поколения, о школьной дисциплине. Получив одобрение своих наставников, учителей, они стали затрагивать более животрепещущие темы и уже не только на страницах школьной газеты, но и в районном журнале «Южно-приморский вестник».

Ничто не проходит бесследно: занятия, устремления, внутренняя мобилизация помогают достойно выступить на районных конкурсах лидеров «Зажги свою звезду», разве это не социализация, шаг к осознанному будущему, к своей цели. Опять же это помощь в подготовке новых лидеров, новых участников конкурса, корректировка своих неудачных моментов конкурса, это взаимодействие младших и старших школьников. А лидеры — это выдержка, это умение владеть ситуацией, это закалка нервной системы, понимание и осознание некоторых промахов. Конечно поддержка, одобрение взрослых очень важны, чтобы собраться и сделать заключительный шаг, выстоять и точно так же выстоять в жизни, суметь её построить, вот в чём социализация и умение владеть ситуацией успеха в своей судьбе.

Я наверное повторюсь, но все же, моё глубокое убеждение, хоть речь о школе — учёба, это не всё, чаще всего человек раскрывается в своих интересах, творческих замыслах, а вот найти эти творческие привязанности, внутренние порывы души — это наше творчество. Найти и вселить в подростка уверенность своей поддержкой и одобрением вот, что важно, чтобы в своей взрослой жизни человек не плыл по течению, а чего-то добивался.

Являясь педагогом дополнительного образования в объединении «Досужее время» я провожу дискуссии в школе, а так же принимаем участие в районных дискуссиях. Хочу сказать несколько слов о дискуссии, посвящённой блокаде. Тема, конечно бередящая душу, но как неожиданно раскрылись некоторые ребята, кто раньше и слова не произносил. Вдумчивые ответы с дрожащим голосом, их это волнует, значит, ребята состоялись в этой жизни. Очень важно, что и в их семьях затрагиваются темы войны и старших поколений. Общие усилия и результат налицо, к тому же в дискуссии участвовали учителя и родители, было с кого брать пример. Вот так, по крупицам ребята раскрывают свои мысли и душу, превращаясь в нравственных и инициативных граждан нашей страны.

Очень важным моментом в воспитании и социализации учащихся являются экскурсии, Санкт-Петербург даёт уникальную возможность в этом направлении. Дети должны знать и понимать свой город, должны им гордиться и восхищаться, и стараться сохранять его по мере возможностей. Благодаря тому, что я являюсь руководителем объединения дополнительного образования «Объять необъятное» (химической направленности), то химическая картина мира и шедевры искусства предусмотрены программой, а также экспериментальная часть, то, что создается своими руками. Поэтому любой опыт, презентация — моё одобрение и поощрение, не говоря уже о том, сколько интересного о своем городе узнают на экскурсиях. А какой восторг от выращенных на занятиях кристаллов (желание всем продемонстрировать) или хоть небольшого, но исследования.

Ещё один момент создания ситуации успеха и его влияние на процесс социализации учащихся — это: успешность родителей, учителей, знакомых, особенно для подростков, так как воспринимается более осознанно. Поэтому выступления учителей, их таланты и профессионализм не только в своём предмете всегда производят впечатления на ребят, а также встречи с известными людьми, бывшими выпускниками, которые делятся своими достижениями и успехами — есть к чему стремиться, есть заинтересованность. Но особенно родители. В нашей школе проходят традиционные праздники с участием родителей — это конкурсно-развлекательные программы: «Вот они какие, наши мамы!», «Праздник пап», которые собирают в нашей школе полный зал и всегда ожидаемы. Незабываемое зрелище, действительно праздник каждый раз новый и неповторимый. Это творчество на сцене, восторг зрителей и счастливые глаза детей, это единение семьи. Гордость за своих состоявшихся родителей, продолжающих покорять своим творчеством, не останавливающихся ни перед чем, разве это не пример для подражания, не пример для достижения цели, разве это не вселяет уверенность. Кроме того, родители демонстрируют и свой профессионализм: кулинарные способности, коллекции вязанных изделий, причёски за 5-7 минут прямо на сцене, талант режиссера, военная выправка и знание морской военной службы и т. д.

Успех — это не просто хорошая оценка результатов деятельности. Успех — состояние человека, качественная характеристика деятельности ученика, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов. Ко всему сказанному весьма кстати будут слова Стива Джобса: «Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. Иначе, зачем мы здесь?»

Дополнительная информация

  • Тема публикации: Создание ситуации успеха как одного из направлений социализации учащихся
  • Предмет: Воспитание
  • ФИО автора: Алентьева Галина Ивановна
  • Должность: Педагог-организатор
  • Учреждение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 549 Красносельского района Санкт-Петербурга
  • Город: Санкт-Петербург
Прочитано 2369 раз Последнее изменение Четверг, 07 Апрель 2016 17:00
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Формы

Контакты

для детей старше 6 лет