Обратная связь
Четверг, 30 Январь 2014 23:08

Методическая разработка урока по теме «Растровая и векторная графика»

Автор: 
Оцените материал
(4 голосов)

Компьютерная графика

Тема: «Растровая и векторная графика»
Преподаватель: Константинова Е. Н.
УМК: Н. Д. Угринович
Класс: 7
Форма урока: комбинированный урок

Используемые методы, подходы, технологии и приёмы:

  • интерактивный,
  • личностно-ориентированный подход,
  • элементы здоровье-сберегающей технологии,
  • элементы проектной деятельности,
  • построение схем Фишбон.

Цель урока: знакомство учащихся с понятием растровая и векторная компьютерная графика на примере графических редакторов Paint.Net и SketchUp, формирование навыка использования графического редактора согласно конкретной задаче.

Задачи урока:

  1. Обучающие:
    • сформировать общее представление о принципе работы компьютера с графикой и её различиях;
    • использовать средства ИКТ для закрепления и отработки полученных знаний;
    • развить способность подбирать оптимальный способ создания графического изображения с помощью компьютера.
  2. Воспитывающие:
    • воспитывать у учащихся способность четко, корректно, своевременно и обоснованно высказывать свои мысли;
    • воспитывать бережное отношение к себе и своему здоровью.
  3. Развивающие:
    • развитие исследовательских навыков учащихся,
    • развитие логического мышления при решении практических задач связанных с созданием и обработкой графики при помощи компьютера.

Тип урока: комбинированный урок.
Продолжительность урока: 45 мин.

Техническое и программное обеспечение:

  • компьютерный класс с персональным компьютером для каждого учащегося,
  • мультимедийный проектор,
  • локальная сеть,
  • операционная система Windows 7,
  • графические редакторы Paint.Net и SketchUp,
  • презентация «Графика и компьютер»,
  • видеоматериал «Растровая и векторная графика».

Необходимые знания и умения учащихся к этому моменту:

  • знать и хорошо ориентироваться в видах информации, в каналах восприятия и передачи информации;
  • уметь включать компьютер, ориентироваться в расположении папок, файлов и программ в компьютере, сохранять выполненное задание при помощи меню Файл, запускать останавливать и закрыватьвидео файлы, пользоваться графическим редактором Paint;
  • иметь сформированное ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • быть готовыми к ведению диалога с другими людьми и достигать в нём взаимопонимание;
  • уметь составлять схему Фишбон.

Планируемые образовательные результаты:

  1. Предметные:
    • применение изученных понятий, результатов, методов для решения задач связанных с редактированием и созданием графических изображений с использованием компьютера как на уроках информатики, так и в смежных дисциплинах;
    • развитие логического мышления, умения извлекать информацию.
  2. Личностные:
    • развитие осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
    • развитие навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютером и программными продуктами;
    • развитие ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию с учётом устойчивых познавательных интересов и на основе формирования уважительного отношения к труду.

Информационная карта урока

Форма работы — индивидуальная работа, фронтальная, обсуждение проблемных вопросов, работа за компьютером.

Этапы урока (стадии технологии)Время
мин.
Деятельность учителяДеятельность учащихсяЦОР и ЭОР
Актуализация знаний 2 Приветствие.
Регистрация учащихся в журнале.
Подготовка к уроку.  
8 Подведение учащихся к цели урока:
  1. Как вы думаете, через какой канал восприятия информации человек получает максимальное количество информации? (визуальный)
  2. Какими способами можно создавать изображение? (среди прочих, с помощью компьютера)
  3. Как создаются изображения с помощью компьютера? (при помощи специальных программных приложений)
  4. Если существует множество специальных графических редакторов, то как вы думаете, чем они могут друг от друга отличаться? (способом представления изображения на экране)
Устные ответы на вопросы. Просматривают презентацию. Авторская презентация «Графика и компьютер»
Теоретическое исследование 20 Объяснение задания по заполнению схемы Фишбон.
Демонстрация видеоклипа с целью формирования понятия «векторная» и «растровая» графика учащимися.
Оценивает деятельность учащихся.
Объяснение задания по выполнению интерактивных тестов.
Оценивает деятельность учащихся.
Проведение физкультминутки.
Слушают объяснение. Смотрят видеоклип и заполняют Фишбон.
Выполняют интерактивные тесты.
Делают комплекс упражнений вслед за учителем.
Авторский видеоклип Свойства растровой и векторной графики
Авторские интерактивные задания
Актуализация знаний 10 Объяснение небольшой проектной задачи.
Оценивает деятельность учащихся по практическому заданию.
Работа за компьютерами.
Открывают страницу блога Методические рекоммендации ученику и выполняют 2 практических задания.
Задание 1
Задание 2
Выводы и обобщения. Подведение итогов урока 5 Проводится анализ работы учащихся за урок.
На экран выведен результат последнего практического задания.
Предлагается сравнить и оценить изображения.
Задаются вопросы:
«Для чего мы выпонили эти задания»
«Что нового мы узнали за сегодня…»
«Теперь мы умеем…»
«Было интересно…»
«Было трудно…»
«Кто сегодня был самым активным…»
«Пригодятся ли нам полученные знания…»
Делаем вывод, что для создания нового изображения удобно использовать векторную графику, а для редактирования изображения растровую графику.
Домашнее задание: нарисовать и подписать в текстовом редакторе Фишбон.
Выставление оценок в журнал.
Учащиеся участвуют в диалоге с учителем по подведению результатов рефлексии.
Запись домашнего задания в дневник.
 

Оценка результатов работы учащихся

Критерии< оценки результатов работы: поэтапное оценивание деятельности учащихся.

№ п/пФИО ученикаУчастие в обсужденияхСоставление схемы ФишбонВыполнение интерактивных заданий
1        
2        
3        
4        
5        

Теоретический материал

Растровые графические изображения формируются в процессе сканирования существующих на бумаге или фотопленке рисунков и фотографий, а также при использовании цифровых фото– и видеокамер. Можно создать растровое графическое изображение непосредственно на компьютере с использованием графического редактора.

Растровое изображение создается с использованием точек различного цвета (пикселей), которые образуют строки и столбцы. Совокупность точечных строк образует графическую сетку или растр.

Каждый пиксель может принимать любой цвет из палитры, содержащей десятки тысяч или даже десятки миллионов цветов, поэтому растровые изображения обеспечивают высокую точность передачи цветов и полутонов.

Растровые изображения очень чувствительны к увеличению или уменьшению (масштабированию). При уменьшении растрового изображения несколько соседних точек преобразуются в одну, поэтому теряется чёткость мелких деталей изображения. При его увеличении увеличивается размер каждой точки и появляется ступенчатый эффект, который можно увидеть невооруженным глазом.

В отличие от растровых изображений векторные графические изображения используются для хранения высокоточных графических объектов (чертежей, схем), для которых имеет значение сохранение четких и ярких контуров.

Векторные изображения формируются из элементов — точка, линия, окружность, прямоугольник и др. Для каждого элемента задаются координаты, а также цвет.

Линия задаётся координатами начала (X1, Y1) и конца (X2, Y2).

Прямоугольник задаётся координатами вершин, расположенных по диагонали: (X1, Y1) и (X2, Y2).

Элементы векторного изображения называются графическими примитивами.

Достоинством векторной графики является то, что векторные графические изображения могут быть увеличены или уменьшены без потери качества. Это возможно, так как увеличение и уменьшение изображения происходит с учётом формулы.

Для разработки эмблем и логотипов, удобно использовать векторный тип изображения учитывая, что такие изображения печатаются как на визитных карточках так и на больших плакатах.

В настоящее время разработчики программ создают программы, которые помогают пользователям работать с графическими изображениями.

Для обработки изображений на компьютере используются специальные программы — графические редакторы. Графические редакторы можно использовать для просмотра и редактирования готовых изображений, а также для создания рисунков и чертежей с использованием мыши или графического планшета.

Графический редактор — это программа создания, редактирования и просмотра графических изображений.

Растровые графические редакторы являются наилучшим средством обработки цифровых фотографий и отсканированных изображений, поскольку позволяют повышать их качество путём изменения цветовой палитры изображения и даже цвета каждого пикселя. Можно повысить яркость и контрастность старых и некачественных фотографий, удалить мелкие дефекты изображения (например, царапины), преобразовать чёрно-белое изображение в цветное и так далее.

Кроме того, растровые графические редакторы можно использовать для художественного творчества путём использования различных эффектов преобразования изображения. Обычную фотографию можно превратить в мозаичное панно, рисунок карандашом или углём, рельефное изображение и так далее.

Среди растровых графических редакторов есть простые, например — Paint — стандартное приложение операционной системы Windows, Paint.Net — замена стандартному ГР Paint, StarOffice Image — компонент интегрированного офисного приложения StarOffice, а также мощные профессиональные графические системы, например Adobe Photoshop.

Структура окна редактора Paint

Дополнительная информация

  • Тема публикации: Методическая разработка урока по теме «Растровая и векторная графика»
  • Предмет: Информатика и ИКТ
  • Класс: 7 класс
  • Технология обучения: Комбинированный урок
  • ФИО автора: Константинова Екатерина Николаевна
  • Должность: Учитель информатики и ИКТ
  • Учреждение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 549 Красносельского района Санкт-Петербурга
  • Город: Санкт-Петербург
Скачать вложения:
Прочитано 5653 раз Последнее изменение Пятница, 07 Февраль 2014 14:24
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Формы

Контакты

для детей старше 6 лет