Обратная связь
Среда, 29 Январь 2014 16:06

Проектная деятельность на уроках истории

Автор: 
Оцените материал
(3 голосов)

Проектная деятельность на уроках истории

Проект предполагает детальную разработку учениками проблемы, в результате этой деятельности появляется конкретный практический результат и достигается дидактически поставленная цель.

Мы живём во время реформирования России, неотъемлемой частью которого является модернизация образования. Утверждаются качественно новые принципы организации жизнедеятельности людей, ведётся работа по определению путей устойчивого развития общества, а значит, важной является проблема формирования личности, которая способна обеспечить это развитие и успешно адаптироваться в быстро меняющихся социально-экономических условиях общества.

Кроме этого современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков — на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения, ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер.

Метод — это совокупность приёмов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, способ организации процесса познания. Поэтому, когда мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения конкретной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

№ п/п Критерии Виды проектов
1. По содержанию проекта
  • Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета).
  • Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов).
  • Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу).
2. По методу, доминирующему в проекте
  • Творческие.
  • Исследовательские (характеризующиеся наличием чётко поставленных целей и обоснованной структуры).
  • Приключенческие.
  • Игровые (основным компонентом содержания становится ролевая игра).
  • Информационные.
  • Практико-ориентированные (особенность которых состоит в выработке результата, имеющего практическое значение — подготовка номера журнала или видеофильма).
3. По характеру координирования проекта
  • С явной координацией.
  • Со скрытой координацией.
4. По включенности проектов в учебные планы
  • Текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения).
  • Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определённого учебного материала).
5. По характеру контактов
  • Внутренние (региональные).
  • Международные.
6. По продолжительности выполнения проекта
  • Мини-проекты (несколько недель).
  • Средней продолжительности (несколько месяцев).
  • Долгосрочные (в течение года).
7. По количеству участников проекта
  • Коллективные.
  • Индивидуальные.
  • Групповые.

Этапы работы методом проекта

В проектной деятельности принято выделять несколько этапов, так Е. С. Полат выделяет следующие:

№ п/п Этапы работы над проектом Содержание работы на данном этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя
1. Подготовка Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы. Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся.
2. Планирование а) Определение источников информации.
б) Определение способов сбора и анализа информации.
в) Определение способа представления результатов (формы проекта).
г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности.
д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды.
Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности. Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за деятельностью учащихся.
3. Исследование Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т. п. Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.
4. Формулирование результатов или выводов Анализ информации. Формулирование выводов. Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект. Консультирует учащихся.
5. Защита проекта Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов.
Возможные формы отчёта:
  • устный отчёт,
  • устный отчёт с демонстрацией материалов,
  • письменный отчёт.
Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности. Слушает, задаёт целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин. Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок деятельности. Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчёта.

Виды проектов

1. Информационный проект направлен на сбор и анализ информации о конкретном объекте или явлении.

  • умение работать с различными источниками информации (письменные источники, статистика и др.);
  • анализ и обобщение фактов;
  • применение полученных знаний.

Например: «Трамвай — живой памятник на улицах города», «Вокруг света», «Семь чудес».

2. Практико-ориентированный проект. Носит прикладной характер, обычно ориентирован на социальные интересы исполнителя работы или внешнего заказчика.

Например: проект «Моё генеалогическое древо», «Моя родословная», «Архив моей семьи», «Музей одного дня» и т. д.

3. Игровые проекты к ним относятся деловые игры, когда ученики берут роль специалистов: историки, дипломаты, журналисты и т. п. Ретроспективные игры, в которых моделируется ситуация далекого прошлого. Учящиеся берут роли типичных персонажей соответствующей истории страны, периода.

Например: Деловая игра «Гражданская война в США».

Журналисты, представляющие Север и Юг на 10-ие окончания Гражданской войны готовят газету.

  1. Передовая статья. Вариант заголовка: Как все началось?
  2. Политики спорят. Мнения политиков (республиканцев и демократов) о причинах Гражданской войны. Рабство или земельный вопрос стали главной причиной Гражданской войны?
  3. Интервью. Вопросы и возможные варианты ответов участников конфликта о ходе воины.
  4. Портрет на фоне эпохи: политики и военачальники Гражданской войны.
  5. Карикатуры с соответствующими комментариями.
  6. Коллаж т. е. быструю зарисовку символизирующую время Гражданской войны.

Репродуктивная игра «Франция 1815-1848 гг.».

Чем объяснить, что во Франции первой половины XIX в. происходили часто социальные потрясения (революции).

Группы

  1. Дворяне и духовенство.
  2. Крупные финансисты и промышленники.
  3. Крестьяне.
  4. Средние и мелкие (ремесленники) буржуа.
  5. Рабочие и городская беднота.

Вопросы группам:

  1. Как вы оцениваете режим Реставрации?
  2. Почему произошла Июльская революция?
  3. В чём причины падения в феврале 1848 г. Июльской монархии?
  4. Почему Вторая республика просуществовала с 1848 по 1851 г.?

4. Исследовательские проекты связаны с научным исследованием исторической проблемы. Они могут быть однопредметные (монопроекты) или интегрированные.

Исследовательский проект предполагает:

  • предмет или объект исследования;
  • обоснование актуальности темы исследования;
  • определение способов решения проблемы и её результатов;
  • обозначение целей и задач;
  • выявление этапов работы;
  • описание результатов с обобщениями и выводами.

Например: «Октябрьская революция — ошибка или закономерность?»

5. Творческие проекты связаны с разработкой различных видов. В результате их выполнения учащиеся представляют альманахи, сборники, путеводители, видеоматериалы, сценарии постановок, газету, и т. п.

Например: «40 лет Красносельскому району», «300 лет Петербургу», «300 лет Красному Селу»

Схема анализа исторических фотографий

1. Описание того, что видим на фотографии.

Алгоритм описания:

  1. Опишите лиц, изображённых на фотографии, а также их действий или объектов на снимке.
  2. Как сгруппированы люди или объекты.
  3. Опишите, что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре, слева и справа.

2. Построение предположений того, что мы видим на фотографии.

Интерпретации Доказательства. Почему вы так думаете? Насколько вы уверены в этом?
  1. Что, по-вашему, происходит на этой фотографии?
  2. Кто эти люди? Чем они занимаются? Какие это объекты?
  3. Предположите, когда был сделан снимок (если не указано время).
  4. Это естественная фотография или для неё специально позировали перед камерой?
  5. Предположите, почему фотографа заинтересовали лица или объект?
   

3. Выявление недостающих звеньев в цепочке доказательств; установление источников последующей информации.

  1. Перечислите любые другие источники, которые могли бы вам помочь проверить верность выводов в отношении этой фотографии.
  2. Что вы уже знаете о событиях происходящих вокруг места действия на фотографии, из предыдущих занятий по истории?
  3. Поднимает ли эта фотография вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы?

Схема анализа карикатуры

1. Описание того, что мы видим.

Алгоритм.

  1. Опишите персонажей, изображённых в карикатуре. Как они одеты? Что делают?
  2. Насколько реалистически или преувеличенно изображены персонажи? Если изображение гиперболизированно, то каким способом достигается это?
  3. Опишите все предметы, изображенные в карикатуре? Насколько реалистически или преувеличенно изображены предметы?
  4. Опишите, что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре, слева и справа.

2. Построение предположений, опора на ранее полученные знания.

Интерпретации Доказательства. Почему вы так думаете? Насколько вы уверены в этом?
  1. Можете ли вы узнать каких-нибудь персонажей, изображенных в карикатуре? Если это реальные люди, то назовите их занимаемое положение в обществе на момент создания карикатуры.
  2. Какому событию или вопросу посвящена карикатура?
  3. Что вы знаете об этом событии или вопросе, а также о лицах, изображённых на карикатуре?
  4. Что обозначает подпись под карикатурой? Она смешная, ироническая, сатирическая и др. Какими способами достигается тот или иной эффект?
  5. Укажите все символы используемые карикатуристом. Почему художник использовал именно эти символы?
  6. Как изображены персонажи: позитивно или негативно?
  7. Каково отношение карикатуриста к предмету изображения карикатуры? Позитивно оно или негативно, критично или лестно?
   

3. Выявление недостающих звеньев в цепочке доказательств; установление источников последующей информации.

  1. Перечислите любые другие источники, которые могли бы вам помочь проверить верность выводов в отношении этой карикатуры.
  2. Насколько эффективна данная карикатура в достижении своих целей?
  3. Изменила ли данная карикатура вашу собственную интерпретацию события, вопроса или лиц к которым она относится?

Проект «Семь чудес света»

Тип проекта: информационный, индивидуальный, средней продолжительности, межпредметный (история, информатика).

Цели проекта:

  • сбор информации о семи чудесах света;
  • развитие как общеучебных умений и навыков, так и предметных: умение и навыки выделять основные понятия и идеи, работать с историческими и географическими картами, группировать исторические события и явления по определённым признакам, соотносить исторические события с эпохой, устанавливать их последовательность и длительность определенных исторических событий, работать в поисковых системах Интернет.

Практический результат проекта: оформление интерактивной карты в программе PowerPoint на основе собранного в литературе и сети Интернет материала по теме.

Выполнение такого проекта учениками седьмого класса возможно лишь при условии наличия опыта применения проектной технологии у педагога. Все-таки несмотря на то, что одним из основных требований, которые выдвигает проектная технология к её организации, есть самостоятельная деятельность учащихся и предоставление им максимальной свободы в вопросах выбора форм работы.

Дополнительная информация

  • Тема публикации: Проектная деятельность на уроках истории
  • Предмет: История
  • Класс: 8-11 классы
  • Технология обучения: Проектная деятельность
  • ФИО автора: Тихомирова Татьяна Олеговна
  • Должность: Учитель истории
  • Учреждение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 549 Красносельского района Санкт-Петербурга
  • Город: Санкт-Петербург
Скачать вложения:
Прочитано 6906 раз Последнее изменение Среда, 05 Февраль 2014 15:44
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Формы

Контакты

для детей старше 6 лет