Версия для печати
Пятница, 17 Январь 2014 07:26

Учебно-методическое пособие по литературе «Методические рекомендации при анализе лирического произведения для учащихся 5-6 классов»

Автор: 
Оцените материал
(70 голосов)

Методические рекомендации при анализе лирического произведения для учащихся 5-6 классов

Примерный план анализа стихотворения для 5-6 класса

  1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).
  2. Эмоциональное восприятие текста.
  3. Словесное рисование (пейзажная лирика).
  4. Работа на лексическом уровне: какие изобразительно-выразительные средства помогли испытать эти чувства.
  5. Определение темы стихотворения, основной мысли.
  6. Образ лирического героя.
  7. Собственное отношение к прочитанному.

Примерный план сочинения-анализа лирического произведения

  1. Название стихотворения и его автор.
  2. Ведущая тема. (О чем стихотворение?)
  3. Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)
  4. Какую картину рисует в своем стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?)
  5. Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?
  6. Главные образы стихотворения. Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения). Синтаксические фигуры: антитеза, обращение, восклицание.
  7. Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?

Речевые клише

Как построить предложение? Как правильно сочетать слова друг с другом, чтобы избежать грамматических и речевых ошибок? В этом могут помочь речевые клише – универсальные обороты речи, которые легко вставить в любое сочинение, на месте пропуска добавив необходимые слова или выражения.

В стихотворении … (автор, название) говорится о …
В стихотворении …(название) … (фамилия поэта) описывается …
В стихотворении царит … настроение.
Стихотворение … пронизано … настроением.
Настроение этого стихотворения ….
Настроение меняется на протяжении стихотворения: от … к ….
Настроение стихотворения подчёркивает …
Автора пронизывает чувство …
Стихотворение можно разделить на … части, так как …
Композиционно стихотворение делится на … части.
Короткие (длинные) строки подчёркивают …
В стихотворении мы словно слышим звуки ….
Постоянно повторяющиеся звуки … позволяют услышать ….
Поэт хочет запечатлеть словами ….
Для того чтобы передать … настроение, автор использует (восклицательные предложения, яркие эпитеты, метафору, олицетворение и т. д.).
С помощью … автор даёт нам возможность увидеть (услышать) ….
Используя …, поэт создаёт образ ….
Лирический герой этого стихотворения представляется мне ….
Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: … (например)
Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (весны и т. п.) передают (эпитеты, метафоры): …
Сопоставление (противопоставление) образов … помогает ярче передать настроение (замысел) поэта.
Стихотворение вызывает у меня чувство …

Словарь настроений

В лирическом произведении одно из главных мест занимает настроение пота, его чувства, переживания. Сложно бывает объять словами всю палитру чувств автора, словарный запас шестиклассника не так велик. На наш взгляд, в этом ему может помочь словарь настроений, увиденный нами на одном из сайтов и дополненный.

Позитивное настроение Негативное настроение
торжественное;
восторженное;
очарованное;
радостное;
радужное;
весёлое;
светлое;
восхищается;
восторгается;
восторженно- радостное;
лёгкое;
светлое;
нежное;
игривое;
умиротворённое;
тёплое;
спокойное;
приподнятое.
печалится;
жалеет о …;
сожалеет о…;
поэту жаль …;
переживает за …;
негодует;
расстроен;
поэту больно от …;
с болью в сердце пишет о …;
грустно, с грустью говорит о …;
сердито;
тоскует по …;
с волнением говорит о …;
испытывает чувство горечи.

Словарь терминов

Значение терминов можно найти и в учебнике по литературе, и в специальных словарях. Но если мы разрабатываем рекомендации к написанию сочинения, то сюда же решили включить и словарь слов, которые, возможно, будут употреблены в сочинении.

Аллегория
Литературный приём, основой которого является иносказание: изображение отвлеченного понятия или суждения при помощи конкретного образа, наделённого жизненными реалиями.
Антитеза
Сопоставление контрастных или противоположных образов.
Басня
Жанр дидактической литературы; короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным видом, придающий рассказу аллегорический смысл.
Гипербола
От греч. – преувеличение – художественный приём, основанный на чрезмерном преувеличении определенных свойств изображаемого предмета или явления.
Жанр
Тип художественного произведения.
Лирика
Один из родов художественной литературы, отображает внутреннюю жизнь, разнообразные человеческие переживания.
Лирический герой
Это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Отнюдь не идентичен автору, хотя и отражает его личные переживания.
Метафора
Один из основных тропов художественной речи, основанный на сходстве или контрасте различных явлений; нередко используется в обыденной речи. Метафорическим слово или словосочетание становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, а в переносном значении.
Мотив
Устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу) и литературно-художественных произведениях.
Мораль
Отдельное, практическое нравственное наставление, нравоучение. («Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна…», И. А. Крылов)
Образ
Cовокупность определённых, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облечённая в словесно-художественную форму. (Образ узника в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Узник»)
Олицетворение
Перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также при описании животных.
Пейзаж
От греч. – создаю, творю – 1) Искусство слова вообще, литературно-художественное произведение в стихах и прозе. 2) Стихотворные художественные произведения, в отличие от художественной прозы жанр искусства, в котором предметом изображения является природа.
Поэзия
Словесное художественное творчество.
Проза
Не стихотворная речь.
Сравнение
Вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку. («В железных латах самовар «Шумит домашним генералом...» Н. А. Заболоцкий)
Стих
1. Особый тип художественной речи, отличный от прозы. 2. Стихотворная строка. Употребление слова «Стих» в смысле стихотворение неправильно. Однако во множественном числе слово «стихи» обозначает поэтическое творчество.
Стихотворение
Небольшое стихотворное произведение.
Тропы
От греч. – поворот, оборот речи – употребление слов, фраз, выражений в переносном смысле, призванное усилить образность поэтического и вообще художественного языка. К тропам принято относить метафору, метонимию, гиперболу, литоту, иронию, а также эпитет, аллегорию, перифраз.
Элегия
От греч. – жалобная песня – лирическое стихотворение среднего объёма, обычно наполненное печальным эмоциональным содержанием, лишённое отчётливой композиции, как правило, написанное от первого лица.
Эпитет
Образное определение, прибавляемое к предмету с целью подчеркнуть его характерное свойство.

Средства выразительности речи

Языковое средство Вид Характеристика приёма Примеры
Аллегория лекс. Изображение отвлечённого понятия через конкретный образ Прекрасен царскосельский сад,
Где льва сразив, почил орёл России мощной
На лоне мира и отрад. (лев – Швеция)
(А. Пушкин)
Аллитерация звук. Один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума...
(С. Есенин)
Анафора синт. Одинаковое начало нескольких соседних предложений Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
(О. Высотская)
Антитеза синт. Cопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления «Сон и смерть» А. А. Фета,
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского
Ассонанс звук. Один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых гласных звуков Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела...
(Б. Пастернак)
Гипербола лекс. Художественное преувеличение Шаровары шириною с Чёрное море (Н. Гоголь)
Градация синт. Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости Завыл, запел, взлетел под небо камень,
И заволокся дымом весь карьер.
(Н. Заболоцкий)
Именительный темы синт. Особый вид назывных предложений, называет тему высказывания, которая раскрывается в последующих предложениях Хлеб!... Что может быть важнее хлеба?!
Инверсия синт. Нарушение прямого порядка слов Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле...
(А. Пушкин)
Ирония лекс. Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье Невских берегов...
(А. Пушкин)
Композиционный стык синт. Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его На заре зорянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты...
(Н. Сладков)
Лексический повтор лекс. Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами. Сосны всё время тихонько шумели.
(Ю. Казаков)
Литота лекс. Художественное преуменьшение «Мальчик с пальчик»
Метафора лекс. Переносное значение слова, основанное на сходстве Сонное озеро города. (А. Блок)
Сугробов белые телята. (Б. Ахмадулина)
Метонимия лекс. Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам.
(А. С. Пушкин)
Многосоюзие синт. Намеренное использование повторяющегося союза Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград.
(В. Инбер)
Окказионализмы лекс. Индивидуальные авторские словообразования ...В нашей среде стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины.
(Г. Смирнов)
Оксюморон синт. Сочетание противоположных по значению слов Туристы в родном городе.
(Тэффи)
Олицетворение лекс. Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость...
(А. С. Пушкин)
Парцелляция синт. Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных.
Перифраз лекс. Замена слова (словосочетания) описательным оборотом «люди в белых халатах» (врачи), «рыжая плутовка» (лиса)
Риторический вопрос, восклицание, обращение синт. Выражение утверждения в вопросительной форме;
привлечение внимания;
усиление эмоционального воздействия
О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
(Н. Некрасов)
Ряды, парное соединение однородных членов синт. Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста ...Удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачностии глубины в пушкинских стихах и прозе.
(С. Маршак)
Сарказм лекс. Едкая, язвительная насмешка, один из приёмов сатиры Сарказмом насыщены произведения Свифта, Вольтера, Салтыкова-Щедрина.
Синекдоха лекс. Замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного Швед, русский колет, рубит, режет...
(А. С. Пушкин)
Синтаксический параллелизм синт. Сходное, параллельное построение фраз, строк Уметь говорить — искусство. Уметь слушать — культура.
(Д. Лихачёв)
Сравнение лекс. Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак Да, есть слова, что жгут, как пламя.
(А. Твардовский)
Умолчание синт. Прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить...
(И. А. Крылов)
Эллипсис синт. Сокращение, «пропуск» слов, легко восстанавливаемых по смыслу, что способствует динамичности и сжатости речи Мы сёла — в пепел, грады — в прах,
В мечи — серпы и плуги.
(В. А. Жуковский)
Эпитет лекс. Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум...
(Н. Некрасов)
Эпифора синт. Одинаковая концовка нескольких предложений Весну заклинати, зиму провожати.
Рано, рано зиму провожати.

При составлении таблицы использованы источники:

  • Русский язык. Учебно-методическое пособие для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов / М. Б. Багге, Л. Г. Гвоздинская, В. Н. Ивлева и др. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007, с. 147-149.
  • Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. – М.: «Просвещение», 1974.

Дополнительная информация

  • Тема публикации: Учебно-методическое пособие по литературе «Методические рекомендации при анализе лирического произведения для учащихся 5-6 классов»
  • Предмет: Литература
  • Класс: 5-6 классы
  • ФИО автора: Коробейникова Татьяна Владимировна
  • Должность: Учитель русского языка и литературы
  • Учреждение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 549 Красносельского района Санкт-Петербурга
  • Город: Санкт-Петербург
Прочитано 35514 раз Последнее изменение Пятница, 24 Январь 2014 12:01
Коробейникова Татьяна Владимировна

учитель русского языка и литературы

Сайт tanua016.blogspot.ru

Последнее от Коробейникова Татьяна Владимировна

Похожие материалы (по тегу)

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
для детей старше 6 лет