Обратная связь

Свидетельство о публикации в СМИ

Свидетельство о регистрации средства массовой информации (СМИ) Уважаемые коллеги! Наш сайт зарегистрирован как средство массовой информации. Это даёт вам возможность после размещения материала в разделе «Публикации» подать заявку на получение свидетельства о публикации в СМИ. Для этого нужно:

1. Зарегистрироваться на сайте.
2. Авторизоваться и добавить новый материал.
3. Заполнить заявку на получение свидетельства о публикации в СМИ.

Запись о выдаче свидетельства будет внесена в реестр. Приветствуется перевод пожертвований. Задать вопрос, предложить идею, сообщить о проблеме, сказать спасибо можно в форме «Обратная связь».

Среда, 15 Январь 2014 00:00

Развитие навыка чтения с листа

Автор: 
Оцените материал
(0 голосов)

ГБОУ Гимназия № 271 Красносельского района г. Санкт-Петербурга
имени П. И. Федулова

Методическая разработка

«Развитие навыка чтения с листа»

Педагог дополнительного образования:
Артеменко Надежда Алексеевна

Санкт-Петербург
2013 год

Сущность процесса чтения с листа

Чтение с листа – всегда чтение нового материала. Оно предполагает создание у исполнителя общего представления о произведении – о его содержании, художественных образах, структуре и характерных особенностях.

Наиболее существенным в этом процессе является перевод зрительных впечатлений в слуховые, слышание того, что видишь в нотах. Связать видимую ноту со слышимой. Представить себе звуки в их соотношениях до того, как они будут воплощены в звучании, - основная задача при обучении чтению нот с листа.

Увидеть ноты – значит внутренне услышать их и лишь затем воспроизвести их в движении – таков единственно правильный путь к овладению навыками чтения с листа (естественно, что это должно опираться на уже приобретённый опыт игры на данном инструменте, начинать не ранее 2-го полугодия 1-го класса).

Что значит воплотить в игровых движениях музыкальные образы, воспринимаемые внутренним слухом, то есть сыграть то, что «звучит» в нашем воображении? Это не что иное, как подбор по слуху знакомой музыки. С этим видом музицирования ученик встречается чаще. Более того: этому вполне можно научить, здесь давно уже разработана методика, позволяющая привить навыки подбора по слуху от простейших мелодий до сложной фактуры, включающий разветвленный аккомпанемент, подголоски и т. п.

Итак, вывод первый: занятие подбором по слуху – большое подспорье в овладении навыками чтения с листа. Следовательно, их надо включить в курс чтения с листа на правах одного из важнейших его элементов.

Теперь вернёмся к процессу, происходящему в нашем сознании при чтении с листа: превращению зрительно воспринятого нотного текста в слуховые образы. Думается, что в этом большую помощь может оказать транспонирование по нотам. При транспонировании тот или иной нотный рисунок, благодаря многократному повторению в разных тональностях, запечатлевается в нашем сознании как определённый музыкальный образ.

Ряд нот перестает быть случайной последовательностью знаков, а превращается в осмысленный комплекс. Иными словами, это уже мотив, мелодия или аккорд, или музыкальный оборот, включающий мелодию и гармонию. Во время транспонирования в разные тональности мы все более привыкаем к определению (и осмыслению) интервальных соотношений данного ряда звуков (по горизонтали или вертикали). Эти соотношения сохраняются неизменными при транспонировании в любую тональность. Точно также мы привыкаем и к записи ритмических рисунков, не меняющихся от «перенесения» всей музыки в иную тональную сферу.

Значит – вывод второй – и транспонирование вправе войти в состав курса чтения с листа в качестве одного из его важных элементов.

Формирование музыкально-слуховых представлений в процессе чтения с листа неизменно совершенствуется. В данном случае имеются в виду звуковысотные и ритмические представления (в их взаимосвязи). Первые формируются при чтении с листа сравнительно быстро, но со вторыми дело обстоит гораздо сложнее.

Формирование ритмических представлений

Музыкальный ритм можно воспринять и воспроизвести только на основе чувства ритма, т. е. непосредственного переживания ритма. Применяемый в практике приём арифметического подсчёта может играть лишь вспомогательную роль; он полезен, если способствует проявлению чувства ритма, но он бесполезен, а педагогически даже вреден, если выступает в качестве замены музыкального ритмического чувства. Арифметические соотношения длительностей отдельных нот, служащие основанием для музыкальных ритмических задач, позволяют выполнить это лишь «приблизительно».

Все приёмы, как, например, просчитывание (как бы дирижирование собственным исполнением, в дальнейшем оно должно заменяться внутренней пульсацией), возможны только при условии, если они не превращаются в механический арифметический счёт, не связанный с живым ритмом исполнения. Эти приёмы должны быть опорой для чувства ритма, но не выступать в качестве его заменителей.

Для преодоления любых ритмических трудностей (даже самых сложных, как, например, полиритмика) необходимо обязательно предварительно осознать ту цель, которая должна быть достигнута. Но только целью этой должен быть «ритмический образ», а не арифметическая схема. Как необходимы для правильной игры по нотам предварительные слуховые (звуковысотные) представления, так без «предваряющего чувства ритма» не может быть в исполнении подлинного музыкального ритма.

«Предваряющее» значение ритмических представлений с особой очевидностью выступают при чтении нот с листа. Так же как необходимо уметь внутренне услышать в нотной записи искомые звуки по их высотному соотношению до того, как они будут воспроизведены в звучании, необходимо услышать их в ритмических соотношениях.

Представление длительностей, предварительное мысленное «пропевание» их – основа правильного решения музыкально-ритмических задач.

Эмоциональная выразительность музыки прямо связана с метро-ритмической организацией звуков во времени. Неритмичная игра – следствие неверного воплощения художественного содержания, неумение исполнителя прислушаться к своим собственным метро-ритмическим представлениям.

Развитие чувства ритма
Воспитание ощущения непрерывности движения, формироваание «представлений пульсации», которые должны быть по мере необходимости в центре внимания исполнителя и крепнуть по мере обучения.

Ведущим в правильном ритмическом исполнении считается осмысливание того, что исполняется, внутреннее представление о ритмическом соотношении длительностей, а просчитывание, дирижирование, простукивание являются лишь подсобными, эпизодическими средствами.

Метод работы:применять мысленное прочтение нотного текста (чтение про себя) и внутреннее осмысление его.

Мысленное чтение нотного текста должно производится медленно и тщательно, так, как если бы перед учащимся была поставлена задача выучить пьесу по нотам, не играя её.

Все внимание учащихся должно быть направлено на внутреннее осмысление текста.

Мысленное чтение не контролируется извне, но объективно отражается в исполнении.

Показателями успешности являются: умение выделить в исполнении главное, быстрота эмоциональной реакции и выразительность, т. е. понимание сущности художественных образов, точность воспроизведения текста.

Мысленное чтение текста благотворно влияет на воспитание чувства ритма. Внутреннее допевание длительностей, осмысление их ритмического соотношения во взаимосвязи с мелодико-гармоническим настроением способствуют правильному ритмическому исполнению.

Мысленное чтение
Это восприятие и осмысление содержания произведения, не осложненного двигательным приспособлением пианистических движений. Эта «разгрузка» способствует более тщательному и углубленному освоению текста, что в свою очередь положительно отражается на отборе необходимых движений при исполнении.

Основным направлением в методике чтения с листа являются целостное восприятие текста, понимание его и эмоциональная отзывчивость в раскрытии художественных образов произведения.

Вопрос о том, что нужно «увидеть» ученику в материале для чтения, - один из ведущих в методике обучения. «Разведка» текста глазами должна быть всегда направлена на существенное в нем, т. е. на логику настроения, на охват куска, фразы, мотива, на угадывание по отдельному обороту и даже отдельной характерной интонации, смысла исполняемого.

Предложить ученику провести первоначальный обзор пьесы (её название, словесное указание о темпе и характере исполнения, размер, движение мелодии и её соотношение с сопровождением: в какой руке мелодия, каков характер сопровождения; построение части, фразы – повторность и т. п.).

Таким образом «разведка» глазами тесно связана со смысловой догадкой. В этом процессе мы видим яркое выражение аналитико-синтетической деятельности, характерной для чтения с листа нотного текста. Смысловая догадка выступает здесь как обобщение (синтез), а тонкое различение гармонических и мелодических сочетаний и даже отдельных интонаций – как дифференцировка (анализ). И анализ, и синтез в чтении с листа органично связаны друг с другом и способствуют успешности процесса чтения. Применять при чтении с листа такие приёмы, которые уводят ученика от целостного восприятия прочтения не только бесцельно, но и вредно. К таким приёмам можно отнести и фиксацию внимания на отдельных элементах текста, и отстукивание пьесы в ритме в отрыве от его звучания и т. п.

При первичном обзоре ученик должен осознавать ладотональность пьесы (обязательно!). С самых первых шагов обучения чтению с листа надо помогать детям осознать лад, а затем постепенно уяснять тональность.

Рекомендуется читать пьесы с небольшим количеством знаков (не более двух).

Задания и методика проведения чтения с листа:

  • предварительный обзор текста;
  • чтение про себя;
  • «глядение вперед» во время исполнения, т. е. «разведка» глазами;
  • последующий анализ прочитанного должен проводится в виде беседы о допущенных учеником ошибках как в воспроизведении текста, так и в отношении средств выражения (звучание, динамика, звуковедение и т. п.)

Повторно произведение исполняется с целью достигнуть по возможности правильного его воспроизведения, чтобы у детей создалось верное представление о его содержании.

При чтении с листа запрещается применять арифметический счёт. Всё внимание направляется на внутреннее представление о движении мелодии в звуковысотных и ритмических соотношениях.

На чтение с листа предлагается уделять 7-10 мин., в зависимости от материала.

Критерии оценки: быстрота, точность и выразительность исполнения. При этом существенным является умение передать главное в произведении. Это умение исходит из целостности процесса восприятия.

Критерии отбора материала для чтения с листа:

  • рекомендуется отбирать художественно ценный материал, более лёгкий, чем разучиваемые в классе произведения.

Для младших учащихся:

  • простое ритмическое построение в умеренном темпе;
  • удобное для рук расположение звуков как в мелодии, так и в сопровождении;
  • постепенное движение с небольшими скачками в мелодии, с ясно выраженной ладовой основой;
  • простое по структуре сопровождение (отдельные звуки, несложная, но ясно выраженная имитация, небольшие аккорды и т. д.);
  • пьесы до двух знаков в ключе.

В отношении последовательности в чтении с листа рекомендуется:

  • сначала давать для чтения одноголосную мелодию для одной руки;
  • в дальнейшем давать пьесы с сопровождением (желательно гармоническим);
  • постепенно включать пьесы полифонического склада.

Дополнительная информация

  • Тема публикации: Развитие навыка чтения с листа
  • Предмет: Музыка
  • Класс: 2-5 класс
  • ФИО автора: Артеменко Надежда Алексеевна
  • Должность: Педагог дополнительного образования
  • Учреждение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 271 Красносельского района Санкт-Петербурга
  • Город: Санкт-Петербург
Прочитано 1516 раз Последнее изменение Среда, 22 Январь 2014 01:46
Артеменко Надежда Алексеевна

Педагог дополнительного образования гимназии №271

Сайт sch549.ru/blog/artemenko-nadezhda-alekseevna.html

Последнее от Артеменко Надежда Алексеевна

Другие материалы в этой категории: « Классицизм
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Контакты

для детей старше 6 лет