Обратная связь
Понедельник, 30 Декабрь 2013 13:03

Мастерская «Путешествие по Уральским горам»

Автор: 
Оцените материал
(2 голосов)

Мастерская «Путешествие по Уральским горам»

Тип: Мастерская построения знаний.

Цели и задачи:

  1. Создать условия для усвоения и получения новых знаний по теме П. П. Бажов «Медной горы Хозяйка».
  2. Развивать навыки работы с различными видами источников, умение обобщать и систематизировать материал, доказывать и опровергать, дальнейшее овладение обучающимися художественными и выразительными свойствами языка, культуры дискуссии, умение работать в группе.
  3. Помочь учащимся определить, что такое сказ, закрепить ососбенности жанровых особенностей сказа.
  4. Повысить интерес к процессу обучения и активного восприятия учебного материала.

Оборудование:

  1. Чистые листы бумаги для индивидуальных и групповых работ.
  2. Карточки со словами и выражениями из сказа Бажова «Медной горы Хозяйка» (Приложение 1).
  3. Карточки с терминологией (Приложение 2).
  4. Карточки с отрывком из сказа Бажова «Медной горы Хозяйка» (Приложение 3).
  5. Карточки с подсказками к определениям (Приложение 4).
  6. Карточки с табличкой отличия сказки от сказа (Приложение 5).
  7. Карточки с биографией писателя (Приложение 6).

Организационный момент. Создание рабочего пространства мастерской: распределение обучающихся по группам. Расположение таким образом, чтобы в ходе мастерской, возможно было как общение между участниками группы, так и дискуссия между группами.

Хронологические рамки. «Одноактная» – 2 часа.

Мастерская проводится для 5 классов, согласно учебной программе по литературе.

Ход мастерской

1. Индукция

Учащимся предлагается организовать 4 группы с равным количеством участников.

Ребятам предлагается почувствовать себя путешественниками, которые отправились в горы. При раскопках они обнаружили рукопись с интересным, но весьма загадочным содержанием. Предлагаем каждому ученику подойти к учительскому столу и вытащить по одной карточке, где им предложен отрывок из рукописи (карточки лежат текстом вверх, на обратной стороне карточки, есть номера, по которым на втором этапе ребята будут меняться составом группы).

Участники наугад выбирают себе карточку, садятся на место в группу. Далее идёт индивидуальная работа с карточкой «Как вы понимаете эти слова и выражения?» (учащиеся записывают на индивидуальных листочках свои варианты, как они понимают фразы, см. Приложение 1).

2. Групповое творческое задание. Социализация

Задание № 1. После того, как все ребята справятся с заданием, предлагается пересесть по группам, по номерам. У каждого участника свой номер (чтобы узнать номер своей группы, надо перевернуть выбранную карточку).

В группах работают учащиеся с одинаковым набором слов и выражений. Предлагается следующая задача – обсудить варианты всех участников и составить по 1 определению на каждую фразу (работа в группах).

Далее, необходимо представить полученные результаты всем участникам мастерской. Ребята читают фразу (можно выбрать одного из группы, который зачитает все варианты, можно распределить по фразе каждому участнику группы. Выбор осуществляется ребятами самостоятельно) и зачитывают свой вариант, как они понимают эти слова и выражения.

Задание № 2. Учащимся выдаются карточки № 2, всем одинаковые. Карточки с определениями литературных жанров. (см. Приложение 2). Учащимся предлагается обсудить в группах, к какому литературному жанру они отнесли бы произведение, фразы из которого только что обсудили.

Сначала работа ведётся в группах. После того, как обсуждения в группах закончатся, ребятам предлагаем поделиться своими результатами. Ожидаемый результат – это нехватка информации и бурные обсуждения, что необходим литературный текст. Как только прозвучат высказывания всех групп, и желание ознакомится со всем произведением, переходим к следующему этапу.

Если же ребята выскажут свои мнения, не запрашивая литературный текст, внимательно слушаем все предположения, просим отложить все карточки в сторонку и переходим к следующему этапу мастерской.

3. Работа с новой информацией

Каждый учащийся получает литературный текст (отрывок из сказа «Медной горы Хозяйка» (см. Приложение 3). В 5 классах дети читают медленно, многие читают плохо, поэтому текст просим читать вслух по абзацам. Читаем по желанию по 3-4 человека от группы.

4. Групповое творческое задание. Социализация

После того как текст будет прочитан, ребят в группах просят ещё раз обсудить, к какому литературному жанру (виду, форме литературного повествования) можно отнести данное произведение.

На этот раз выдается подсказка – список ответов, которые нужно распределить по содержаниям предложенных понятий (см. Приложение 4).

Просим каждую группу высказаться, как они считают к какому жанру можно отнести данное произведение, ответ обосновать. Предполагается, что ребята придут к выводу о том, что определения сказки и сказа очень похожи, и что сказ – новое для них понятие. Со сказкой ребята уже знакомились в этом учебном году. Новый термин для них – это сказ.

5. Групповое творческое задание. Социализация

Мастер подводит итоги определения сказа: Сказ – это прежде всего устное слово, устная форма речи, перенесённая в книгу. Рассказчик говорит колоритным народным языком.

Предлагаем ребятам заполнить табличку отличия сказки от сказа (в табличке правая часть пустая, см. Приложение 5).

Отличия сказки от сказа
СказкаСказ
Начинается с зачина Нет зачина
Образа рассказчика нет Есть образ рассказчика
Волшебные герои или добрые, или злые Нет деления на добро и зло
Присутствуют волшебные заклинания Волшебная сила присуща героям изначально
Нет реальной основы. Не указаны конкретные географические названия Имеет реальную основу. Есть реальные географические объекты

Ребята заполняют табличку и обсуждают полученные результаты в группе.

6. Творческое задание. Социализация

Сообщаем учащимся, что мы познакомились с удивительно-красивым произведением – сказом «Медной горы Хозяйка», которое написал Павел Петрович Бажов.

Предлагаем задание в группах, записать 1-3 пунктов биографии писателя П. П. Бажова, какой они её видят, (чем он мог заниматься, где родился, как провёл детство и т. п.).

После того как ребята в группах обсудят возможную биографию, предлагаем каждой группе озвучить полученный результат.

7. Работа с новой информацией (индивидуальная работа).

Каждая группа получает карточку с биографией писателя (у каждой группы свой текст). Задание – почитайте отрывок из биографии писателя, выпишите три самых интересных на ваш взгляд фактов биографии (Приложение 6).

8. Социализация

Послед окончания индивидуальной работы, предлагаем участникам группы обсудить варианты каждого и составить совместно 1-3 самых интересных фактов из жизни писателя. В конце работы, каждая группа озвучивает полученный результат.

9. Рефлексия

Каждый участник мастерской пытается осознать свои открытия и потрясения, которые он испытал в процессе работы. Предлагаем вопросы:

  • Что сегодня я открыл нового для себя?
  • Что я испытывал на каждом этапе мастерской?

Предлагаем ребятам сесть в круг, и каждому высказаться, что сегодня задело, затронуло, возмутило и т. п. во время мастерской.

Ожидаемые ответы:

  • чувство дискомфорта, когда не знаешь, как определить литературный жанр без самого текста;
  • интересно было самому писать биографию писателя;
  • хочется прочитать сказ до конца;
  • узнали отличие сказа от сказки и т. п.

Предлагаем ребятам дома нарисовать рисунок по мотивам сказа.

Домашним заданием будет прочитать сказ Бажова «Медной горы Хозяйка» для дальнейшего анализа текста.

Приложение 1

( предложено по 6 вариантов на 4 группы, можно увеличить число групп или количество карточек)

Карточки, с записью на обратной стороне № 1

Как вы понимаете эти слова и выражения?

Оба в горе робили... малахит-руду добывали...

Лопочет что-то, а по-каковски -неизвестно...

Как вы понимаете эти слова и выражения?

Лопочет что-то, а по-каковски -неизвестно...

Стыдно обробеть...

Как вы понимаете эти слова и выражения?

Меня уж раз оплели, ученый я ноне...

Сметил дело...

Как вы понимаете эти слова и выражения?

И верно, душой был -гниль, какая то внутре у него...

Оба в горе робили... малахит-руду добывали...

Как вы понимаете эти слова и выражения?

Стыдно обробеть...

Меня уж раз оплели, ученый я ноне...

Как вы понимаете эти слова и выражения?

Сметил дело...

И верно, душой был -гниль, какая то внутре у него...

Карточки, с записью на обратной стороне № 2

Как вы понимаете эти слова и выражения??

Этот и вовсе изробленный..

испужался...

Как вы понимаете эти слова и выражения?

Испужался...

Поглядел под ноги, а там и земли незнатко...

Как вы понимаете эти слова и выражения?

Невеселый стал здоровьем хезнул... виду не оказывает..

Как вы понимаете эти слова и выражения?

Барин видит-парень не мягкий....

Этот и вовсе изробленный..

Как вы понимаете эти слова и выражения?

виду не оказывает..

Барин видит-парень не мягкий....

Как вы понимаете эти слова и выражения?

Невеселый стал здоровьем хезнул...

Поглядел под ноги, а там и земли незнатко...

Карточки, с записью на обратной стороне № 3

Как вы понимаете эти слова и выражения?

И уж такое крутое колесо-на месте не посидит..

… глаза пялишь...

Как вы понимаете эти слова и выражения?

… глаза пялишь...

От своего слова неотпорна...

Как вы понимаете эти слова и выражения?

От своего слова неотпорна...

парню забедно стало...

Как вы понимаете эти слова и выражения?

Один- то молодой парень был, неженатик...

парню забедно стало...

Как вы понимаете эти слова и выражения?

Один- то молодой парень был, неженатик..

И уж такое крутое колесо-на месте не посидит..

Как вы понимаете эти слова и выражения?

И уж такое крутое колесо-на месте не посидит..

парню забедно стало...

Карточки, с записью на обратной стороне № 4

Как вы понимаете эти слова и выражения?

..артуть-девка...

ноги унести..

Как вы понимаете эти слова и выражения?

ноги унести..

огневаться...

Как вы понимаете эти слова и выражения?

Огневаться...

на глазах таял..

Как вы понимаете эти слова и выражения?

на глазах таял..

парун чистый...

Как вы понимаете эти слова и выражения?

парун чистый...

артуть-девка

Как вы понимаете эти слова и выражения?

на глазах таял..

ноги унести..

Приложение 2

Попробуйте определить, к какому литературному жанру (виду, форме литературного повествования) могло бы относится произведение, в котором использовались бы такие слова и выражения (чит. карточка № 1).

  1. Занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.
  2. Вид эпического произведения, в котором рассказывается о людях и событиях.
  3. Краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ.
  4. Жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.
  5. Торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою.
  6. Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.
  7. Драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого-либо действия в театре.

Приложение 3

Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то.

День праздничный был, и жарко - страсть. Парун чистый. А оба в горе робили, на Гумешках то есть. Малахит-руду добывали, лазоревку тоже. Ну, когда и королек с витком попадали и там протча, что подойдет.

Один-от молодой парень был, неженатик, а уж в глазах зеленью отливать стало. Другой постарше. Этот и вовсе изробленный. В глазах зелено, и щеки будто зеленью подернулись. И кашлял завсе тот человек.

В лесу-то хорошо. Пташки поют-радуются, от земли воспарение, дух легкий. Их, слышь-ко, и разморило. Дошли до Красногорского рудника. Там тогда железну руду добывали. Легли, значит, наши-то на травку под рябиной да сразу и уснули. Только вдруг молодой, - ровно его кто под бок толкнул, - проснулся. Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать - девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо - на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка. Слыхать - лопочет что-то, а по-каковски - неизвестно, и с кем говорит - не видно. Только смешком все.. Весело, видно, ей.

Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло.

- Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей.

А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь- ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить. "Вот, - думает парень, - беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила". От стариков он, вишь, слыхал, что Хозяйка эта - малахитница-то - любит над человеком мудровать. Только подумал так-то, она и оглянулась. Весело на парня глядит, зубы скалит и говорит шуткой:

- Ты что же, Степан Петрович, на девичью красу даром глаза пялишь? За погляд-от ведь деньги берут. Иди-ка поближе. Поговорим маленько. Парень испужался, конечно, а виду не оказывает. Крепится. Хоть она и тайна сила, а все ж таки девка. Ну, а он парень - ему, значит, и стыдно перед девкой обробеть.

- Некогда, - говорит, - мне разговаривать. Без того проспали, а траву смотреть пошли.

Она посмеивается, а потом и говорит:

– Будет тебе наигрыш вести. Иди, говорю, дело есть.

Ну, парень видит - делать нечего. Пошел к ней, а она рукой маячит, обойди-де руду-то с другой стороны. Он обошел и видит-ящерок тут несчисленно. И все, слышь-ко, разные. Одни, например, зеленые, другие голубые, которые в синь впадают, а то как глина либо песок с золотыми крапинками. Одни, как стекло либо слюда, блестят, а другие, как трава поблеклая, а которые опять узорами изукрашены. Девка смеется.

- Не расступи, - говорит, - мое войско, Степан Петрович. Ты вон какой большой да тяжелый, а они у меня маленьки. - А сама ладошками схлопала, ящерки и разбежались, дорогу дали.

Вот подошел парень поближе, остановился, а она опять в ладошки схлопала, да и говорит, и все смехом:

- Теперь тебе ступить некуда. Раздавишь мою слугу - беда будет. Он поглядел под ноги, а там и земли незнатко. Вес ящерки-то сбились в одно место, - как пол узорчатый под ногами стал. Глядит Степан - батюшки, да ведь это руда медная! Всяких сортов и хорошо отшлифована. И слюдка тут же, и обманка, и блески всякие, кои на малахит походят.

- Ну, теперь признал меня, Степанушка? - спрашивает малахитница, а сама хохочет-заливается. Потом, мало погодя, и говорит:

- Ты не пужайся. Худого тебе не сделаю.

Парню забедно стало, что девка над ним насмехается да еще слова такие говорит. Сильно он осердился, закричал даже:

- Кого мне бояться, коли я в горе роблю!

- Вот и ладно, - отвечает малахитница. - Мне как раз такого и надо, который никого не боится. Завтра, как в гору спускаться, будет тут ваш заводской приказчик, ты ему и скажи да, смотри, не забудь слов-то: "Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался. Ежели еще будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак ее не добыть".

Сказала это и прищурилась:

- Понял ли, Степанушко? В горе, говоришь, робишь, никого не боишься? Вот и скажи приказчику, как я велела, а теперь иди да тому, который с тобой, ничего, смотри, не говори. Изробленный он человек, что его тревожить да в это дело впутывать. И так вон лазоревке сказала, чтоб она ему маленько пособила.

И опять похлопала в ладошки, и все ящерки разбежались. Сама тоже на ноги вскочила, прихватилась рукой за камень, подскочила и тоже, как ящерка, побежала по камню-то. Вместо рук-ног - лапы у ее зеленые стали, хвост высунулся, по хребтине до половины черная полоска, а голова человечья. Забежала на вершину, оглянулась и говорит:

– Не забудь, Степанушко, как я говорила. Велела, мол, тебе, - душному козлу, - с Красногорки убираться. Сделаешь по-моему, замуж за тебя выйду! Парень даже сплюнул вгорячах:- Тьфу ты, погань какая! Чтоб я на ящерке женился.

А она видит, как он плюется, и хохочет.

- Ладно, - кричит, - потом поговорим. Может, и надумаешь?

И сейчас же за горку, только хвост зеленый мелькнул.

Парень остался один. На руднике тихо. Слышно только, как за грудкой руды другой-то похрапывает. Разбудил его. Сходили на свои покосы, посмотрели траву, к вечеру домой воротились, а у Степана одно на уме: как ему быть? Сказать приказчику такие слова - дело не малое, а он еще, - и верно, - душной был - гниль какая-то в нутре у него, сказывают, была. Не сказать - тоже боязно. Она ведь Хозяйка. Какую хошь руду может в обманку перекинуть. Выполняй тогда уроки-то. А хуже того, стыдно перед девкой хвастуном себя оказать....

Приложение 4

  • сказка
  • повесть
  • басня
  • былина
  • ода
  • сказ
  • пьеса

Приложение 5

Отличия сказки от сказа
СказкаСказ
Начинается с зачина  
Образа рассказчика нет  
Волшебные герои или добрые, или злые  
Присутствуют волшебные заклинания  
Нет реальной основы. Не указаны конкретные географические названия  

Приложение 6

1) П. П. Бажов родился в 1879 году на Урале. Его детство прошло в городе Сысерти и на Полевом заводе, входившем в Сысертский горный округ, что в 70 километрах от Екатеринбурга. Отец, Петр Васильевич, его в ту пору был рабочим. Независимый характер отца, за острый язык получившего прозвище «сверло», был причиной недовольства им со стороны заводского начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его. Мать, Августа Степановна, была искусной кружевницей. Ещё в детском возрасте она была отдана в мастерскую – «рукодельню», где научилась искусству плетения кружев и вязания чулок. Природа наградила её добрым и мягким характером.

Семья была дружная и трудовая. «Единственного ребёнка хотя и не баловали – это, как видно, не было принято в заводской семье, – но окружали любовью. Игры, рыбная ловля, походы за грибами и ягодами, сказки, лес, как дом, пруды и речки, как друзья и помощники. Окружали отца в детстве», – вспоминает его дочь Ариадна.

2) Дома Бажов слушал рассказы отца, бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов. В Сысерти были хорошие рассказчики – знатоки прошлого А. Е. Клюква, И. П. Короб. Но самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории. В то время Хмелинину уже шёл восьмой десяток. Старик ещё бодро держался, бойко шаркал ногами в пошитых валенках, не без задора вскидывал клинышек седой бороды, но все же чувствовал, что доживал последние годы. Время высушило его, ссутулило, снизило и без того невысокий рост, но все ещё не могло потушить весёлых искорок в глазах», – писал Бажов.

В. А. Хмелинин рассказывал ребятишкам о Гумёшевском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, о «тайной силе». О девке Азовке, ящерке и других чудесных помощниках горняков и камнерезов.

Рассказчик часто обращался к слушателям и приговаривал: «Слыш-ко». Так и прозвали старого горняка дедушкой Слышко. Когда мы читаем сказы Бажова, то словно бы слышим добрый, чуть насмешливый голос и видим живую улыбку дедушки Слышко.

3) Так как Бажов был единственным ребёнком в семье, родители смогли собрать денег, чтобы дать ему образование. В своей автобиографии Павел Бажов писал: «Я имел возможность получить образование. Отдали меня в духовную школу, где плата за право обучения была значительно ниже против гимназии, не требовалось форменной одежды. И была система общежитий, в которых содержание было гораздо дешевле, чем на частных квартирах». Он учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии. Студенты очень гордились, что в стенах их семинарии учились и получили дипломы писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк и изобретатель радио А. С. Попов. Духовная карьера вовсе не привлекала двадцатилетнего юношу, и он отказал от лестного предложения служить в церкви.

После учёбы Бажов почти двадцать лет работал учителем русского языка, собирая все эти годы по селам и деревням фольклорный материал. В годы гражданской войны он сражался в крестьянских партизанских отрядах против белой армии на Урале, в Сибири и на Алтае. После войны он начал работать редактором газеты. В 1936 году, когда Бажову самому было уже 57 лет, в журнале «Красная новь» были опубликованы первые сказы Бажова. Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца жизни Бажов посвящает себя работе над книгой «Малахитовая шкатулка». Эта книга, действительно, как шкатулка: в неё один за другим писатель складывал всё новые и новые сказы о нелёгкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня – и открывает её сказ «Медной горы Хозяйка», затем «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец», «Две ящерки» и другие сказы.

4) Могуч и величествен горный Урал – колыбель русской тяжёлой промышленности, русской металлургии: двести лет назад сподвижником Петра I Акинфеем и Никитой Демидовым здесь было открыто свыше 20 первых медеплавельных заводов, рудников. Богатства его недр неисчислимы: заложены здесь медь и каменный уголь, мрамор и малахит, золото и драгоценные камни. Красочна и своеобразна природа этого края. Мариэтта Шагинян, посетив эти места, писала: «Что ни поворот, то новая выдумка природы, встреча с горным хребтом» или «уход в чёрную глубь леса, где сосна чистая, раскидистая… взлёт на высоту холма, за которым необъятные долины до горизонта, а потом вдруг ущелье», пересекаешь «изумрудную речушку, прозрачную, как горный кристалл», или огибаешь «золотисто-зеленые заросли» у синего озера. «Лежит озеро в полном одиночестве… ни души, ни дымка, ни следа ноги на песке…». Тишина сказочная, таинственная.

На Урале сама земля рождала легенды и сказки, в которых искали объяснения земляным богатствам и выражали свою любовь к родной земле.

Творческий труд славных русских мастеров-умельцев – основная тема творчества Бажова.

Дополнительная информация

  • Тема публикации: Мастерская «Путешествие по Уральским горам»
  • Предмет: Литература
  • Класс: 5 класс
  • Технология обучения: Мастерская
  • ФИО автора: Коробейникова Татьяна Владимировна
  • Должность: учитель русского языка и литературы
  • Учреждение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 549 Красносельского района Санкт-Петербурга
  • Город: Санкт-Петербург
Прочитано 2072 раз Последнее изменение Суббота, 04 Январь 2014 17:14
Коробейникова Татьяна Владимировна

учитель русского языка и литературы

Сайт tanua016.blogspot.ru
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Формы

Контакты

для детей старше 6 лет