Обратная связь
Вторник, 12 Ноябрь 2013 17:19

Развитие коммуникативных и метапредметных умений на уроках и во внеурочной деятельности

Автор: 
Оцените материал
(2 голосов)

Развитие коммуникативных и метапредметных умений на уроках и во внеурочной деятельности

В статье представлены способы формирования ключевых компетентностей для развития  метапредметных универсальных учебных действий обучающихся при отборе и использовании информации из различных источников, в том числе внешкольных.

Коммуникативные умения, интерактивные технологии, метапредметные действия.

«Дети, носители нового сознания, приходят в мир с необыкновенным багажом, насыщенным тысячами возможностей: многие из них, словно философы, с пеленок задумываются над смыслом жизни или о том, как спасти планету. Иногда они – ученые, изобретатели или артисты с врожденным талантом. Однако наше общество, все еще опираясь на старые модели, стремится принизить достоинства таких детей, которые могут привести к кризису широко используемых методов воспитания». Эти слова Франчески Барбагли, доктора психологии научно-исследовательского центра нового воспитания в Италии, заставляют задуматься. Они очень точно формулируют то, что хорошо понимают педагоги современной школы: они не должны стоять на месте. Настала пора перемен. Меняется мир, меняется сознание, меняются технологии – все это влияет на способ восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в динамичной визуальной информации и зрительной стимуляции, чем у предыдущего поколения учащихся. Современные школьники постоянно используют Интернет, но он таит для неокрепшей психики серьезные опасности. Доступность информации, вот проблема, которая стоит перед педагогами и родителями. Компьютер ребенок начинает воспринимать как средство развлечения и общения со сверстниками и в итоге становится потребителем  большого потока некачественной информации. Вместо того, чтобы самим формировать свой  собственный активный опыт, дети попадают в зависимость от предоставляемого им готового продукта в электронной форме. Задача педагогов научить детей школьного возраста работать с информацией, отделять ненужное, выделять главное, ставить перед самим собой задачи и уметь их решать. Обучающие игры, моделирование и основы алгоритмизации помогают учащемуся из пассивного наблюдателя стать создателем собственного продукта и активным участником образовательного процесса.

В основу внедрения ФГОС нового поколения положен системно-деятельностный  подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, разделенный на 3 основные категории, одной из которых является формирование метапредметных универсальных учебных действий, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Современный педагог должен научить учащихся организовывать свою деятельность: определять цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей, применять их на практике и оценивать достигнутые результаты.  В нашей школе это достигается  путем использования проектной  и исследовательской технологии: ежегодно в течение  9 лет проводится научно-практическая конференция «Путь в науку», на которой учащиеся 4-11 классов представляют свои работы. В начальной школе каждый учащийся на уроках и во внеурочной деятельности готовит проекты: ….., которые он представляет на уроках, выставках, районных мероприятиях.

Помимо этого нами внедряются   новые досуговые и образовательные программы на всех уровнях обучения, а также новые информационные сервисы, системы и технологии обучения. Внедрение интерактивных приемов  в образовательный процесс  открывает большое будущее для дальнейшей работы.  

Во-первых, это работа  с интерактивной доской с использованием электронных образовательных ресурсов.

В начальной школе  – это увлекательная обучающая игра, которая легко вовлекает их в учебный процесс и дает возможность преодолеть страх и стеснение у доски.

В среднем звене – это возможность провести презентацию, попутно внося изменения и делая пометки. Фрагменты текста, изображения и другие ресурсы могут перемещаться, копироваться в память компьютера, могут быть удалены и вновь восстановлены. Эта возможность позволяет ученикам не бояться изменений, ведь в любой момент можно вернуться на шаг назад, восстановить все в прежнее состояние, и что самое главное, отбирать и обрабатывать информацию под заданные цели.

В старшей школе - это стимул к коллективной работе и творчеству, многогранное наглядное пособие при изучении нового материала.

Во-вторых, использование сервиса ВЕБ 2.0  -  вики среды на школьном сайте позволяет учащимся взаимодействовать в группе в  достижении общих целей, развивать  умение работы  с разными источниками информации, анализировать достоверность и качество информации ,критически оценивать как собственный результат, так и результат участника группы, попутно развивая коммуникативные умения и совершенствуя  свои предметные навыки. Все это позволяет  выполнить предложенное учителем творческое задание и получить  готовый продукт.    

В-третьих,  в учебный процесс  широко внедряются коллективные способы обучения, такие как работа в группах, работа в парах постоянного и сменного состава, игровые технологии. Традиционно технология развития критического мышления используется на предметах гуманитарного циклы, но в нашей школе  эта технология применяется и на предметах естественно-научного и математического цикла. Разработки уроков размещаются на школьном сайте. В целях повышения квалификации организуется внутри корпоративное обучение  педагогических работников школы   с использованием интерактивных технологий. Примером этому служит педагогический совет: « Перспективные  образовательные технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся»  (в рамках перехода на Федеральные Государственные образовательные стандарты второго поколения), который был проведен с использованием технологии структурированной дискуссии.

         Все это способствует формированию ключевых компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности:  умению работать с разными источниками информации и обобщенным способам решения как учебных, так и жизненных задач.

Литература:

  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.
  • Национальная образовательная инициатива  «Наша новая школа»;
  • «Дети нового поколения: семя нового сознания» .  Франческа Барбагли;

Дополнительная информация

  • Тема публикации: Развитие коммуникативных и метапредметных умений на уроках и во внеурочной деятельности
  • Предмет: Метапредметные умения
  • ФИО автора: Брошевецкая Л. В., Бычков А. В., Мошина И. Н.
  • Должность: заместитель директора
  • Учреждение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 549 Красносельского района Санкт-Петербурга
  • Город: Санкт-Петербург
Прочитано 1781 раз Последнее изменение Вторник, 12 Ноябрь 2013 20:12
Брошевецкая Любовь Викторовна

"Почетный работник общего образования"

Сайт sch549.ru/blog/broshevetskaya-lyubov-viktorovna.html

Последнее от Брошевецкая Любовь Викторовна

Другие материалы в этой категории: Школьный сайт — средство массовой информации »
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Формы

Контакты

для детей старше 6 лет