Обратная связь
Пятница, 08 Ноябрь 2013 14:15

Интегрированные уроки как форма реализации компетентностного подхода в обучении географии

Автор: 
Оцените материал
(6 голосов)

 

CТАТЬЯ

«ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ»

Автор: Ипаткова Е. Н. 

  Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные, но трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения.

 

 

    География – наука комплексная. Она основывается как  на естественных науках (химии, биологии, физике), так  и на общественных, которые изучают законы развития общества (истории, обществознание). Процессы нагревания и излучения, испарения и конденсации, образования осадков, понятие веса, плотности, давления воздуха требуют знаний физики. Формирование почвенного покрова, растительности и животного мира в природной зоне и их взаимосвязь становится понятной лишь благодаря знаниям по биологии. При изучении минеральных полезных ископаемых, различного сырья для химических удобрений и знакомстве со способами обработки черных и цветных металлов, переработки нефти, газа необходимы знания по химии. География невозможна и без математики, когда надо произвести расчеты на определение расстояний между объектами, построить графики изменения солёности, температуры, установить про­должительность дня и ночи (освещенности) в зависимости от ши­роты места, вычислить коэффициент увлажнения. География настолько универсальна, что при желании учителя может интегрироваться с любым предметом. На каждом уроке можно найти связь с какой – либо дисциплиной.

    Кроме того ни один предмет в школе не дает таких широких практических навыков, которые готовили бы человека к жизни, как география. Без географических знаний современный и будущий гражданин не способен ориентироваться в быстро развивающемся мире, воспринимать информацию со страниц газет, Интернета, телепередач.

Поэтому  внедрение новых методик, особенно интеграционных, в преподавании географии – назревшая необходимость сегодняшнего дня.

Наверняка опыт проведения интегрированных уроков есть у каждого учителя. И хоть это требует большой подготовки, эффективность таких уроков довольна высока. Взаимосвязь двух учебных дисциплин в рамках 45 минут должна выглядеть гармонично и быть понятной ученику. В чём же преимущества интегрированного урока и как он выглядит сегодня?

 В условиях быстрого роста объёма информации возможность её восприятия и осмысления резко уменьшается. Выход видится в усвоении структурированных знаний, представляющих собой определённое единство, систему.  Будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов, разработкой интегрированных уроков, курсов, взаимосвязью и взаимопроникновением всех школьных дисциплин, поэтому идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику.

Необходимо формировать коммуникативные компетенции учащихся посредством интеграции предметов с другими образовательными областями.

 Что же такое интеграция предметов?

 Под словом «интеграция» мы понимаем объединение разных частей в одно целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слияние учебного материала двух дисциплин. Интегрированный урок даёт возможность ученику более полно увидеть картину явления. Точка пересечения двух предметов (их может быть и больше) является пиком урока, его самоцелью. При этом интегрируются как смежные предметы, так и представляющие разные циклы. С одинаковым успехом можно объединить как физику с химией, так и русский язык с информатикой.

 Интеграция ставит цель - дать ребенку целостное представление об окружающем мире, а средством этого является комплексное изучение школьных дисциплин, вскрытие связей между ними.

    Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.

Условия для возникновения и становления опыта в области интеграции, это:

1. Изменение ситуации: снижение интереса к обучению.

2. Необходимость поиска новых подходов к обучению.

3. Создание условий для развития личности учащихся и формирования у них ключевых компетенций.

  Интегрированный урок - любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа материала методами других наук, других учебных предметов.

  Интегрированное обучение:

  1. способствует развитию научного стиля мышления учащихся;
  2. даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
  3. формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
  4. повышает качество знаний учащихся;
  5. повышает и развивает интерес учащихся к предметам, формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
  6. расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала;
  7. приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности.

             

В чём преимущества интегрированных уроков?

1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка,  побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.  Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие.   Интегрированные урока снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.

4.   Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения,
творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников. Уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношений с классом.

Какие задачи могут решать интегрированные уроки:

- информационную  (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями);

- коммуникативную (способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе);

- учебно-познавательную  (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; планирование, анализ, рефлексия, самооценка).

Особенности проведения интегрированного урока.

Нестандартность урока требует большой подготовительной работы. Начать лучше с определения ведущей цели, которая будет лейтмотивом занятия. Согласно цели определяется содержание урока. Весь учебный материал не должен быть перегружен лишней информацией.

Все виды деятельности на уроке должны соответствовать лимиту учебной нагрузки. Дети итак получают большой объём информации, они постоянно активны и увлечены новизной урока, поэтому учитель не должен допустить перегруза.

Чаще всего интегрированные уроки проводятся парой учителей.

Интегрированные уроки обычно планируются заранее. Ведь необходимо и совпадение тем в учебных программах, и готовность класса к определённому типу урока. Очень часто интегрированные уроки проводятся по темам обобщения и закрепления знаний.

Как подготовить интегрированный урок.

Начинается подготовка с составления подробного плана урока. Каждый этап урока расписывается и указывается время, затраченное на этот этап. Учителя заранее продумывают ход урока и прогнозируют все возможные паузы, связанные с наглядностями и раздаточным материалом. Обычно на интегрированных уроках немало учебного оборудования: от карточек до мультимедийного полотна. Учителя работают в паре, и даже если в определённый момент ведущую роль играет один педагог, второй не должен сидеть в тени. Он либо готовится к следующему этапу, либо наблюдает за работой детей, помогает им.

Можно привлекать и учащихся к подготовке интегрированного урока, заранее предлагая им подготовить некую часть нового материала. Таким образом, вы уже делаете урок ролевым.

Часто интегрированные уроки проводятся в форме семинаров, уроков - конференций. Это распространённая практика.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

- предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;

   - логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

- большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.

При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

1.  В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех
различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, старые необходимы для ее реализации.

2.  Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.

3.  При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий.

4.   В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

Примеры интегрированных уроков.

 Интегрированные уроки по географии и физике.

  • «Свойства вод Мирового океана».
  • «Плюсы» и «минусы» ядерной энергетики».
  • «Атмосферное давление».
  • «Влажность воздуха».
  • «Тропические пустыни Африки» (рассматриваются физические явления миражи, стонущие камни, поющие пески).
  • Интегрированные уроки по географии и химии.

    • География «Топливная промышленность России» + химия «Углеводороды».
    • География «Металлургическая промышленность» + химия «Металлы и их свойства».

    Интегрированный урок по географии и литературе.

    • «Африканские мотивы в поэзии Н.Гумилёва».
    • «Путешествие из Петербурга в Москву».
    •  «Описание погодных явлений в творчестве А.С. Пушкина».
    • «Путешествие по 37 параллели с героями романа Ж.Верна «Дети капитана Гранта».
    • «Восточно-Европейская равнина».

    Интегрированный урок по географии и математике.

  • «Масштаб».
  • «Температура воздуха».
  •  

                               Интегрированный урок по географии и английскому языку.

  • «Путеводитель по достопримечательностям  США».
  • «США и Канада - англоязычные страны».
  • «Австралия – страна-материк».
  • Интегрированный урок по географии и истории.

  • «Великие географические открытия».
  • «Освоение и заселение территории России».
  • «Религии мира».
  • Интегрированный урок по географии и обществознанию.

  • «Глобальные проблемы человечества».
  • «Формы государственного устройства».
  • «Цикличность развития экономики».
  • Интегрированный урок по географии и ОБЖ.

  • «Неблагоприятные природные явления и стихийные бедствия»
  • «Вулканы»
  • «Землетрясения»
  • «Ориентирование на местности»
  • «Азимут»
  • Интегрированный урок по географии и информатике.

  • «Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы».
  • «Байкал – жемчужина России».
  • «Антарктида – самый холодный материк Земли».
  • «Кавказ».
  •           Интегрированный урок по географии и искусству.

  • «Народные промыслы России».
  •          Интегрированный урок по географии и истории СПб.

  • «Нева – важная водная артерия».
  • «Заселение территории Санкт-Петербурга».
  • «Петербург - город-верфь».
  • «Петербург – город - промышленный центр». 
  •   Чтобы дети не утратили к  интерес к интегрированным урокам и они  приносили ощутимый эффект, достаточно, 3-4 уроков в год. Кроме того, подготовка интегрированных уроков занимает гораздо больше времени, чем обычных. Нужно согласовать учебный материал с другим учителем, чтобы не было повторов и противоречий в изложении и трактовке различных понятий.

     

    Используемые литература и источники информации:

    1. Болотникова Н.В. География. Интегрированные уроки. 6-10 класс. – Волгоград: учитель, 2004.
    2. Браже, Т.Г. Интеграция предметов в современной школе / Литература в школе. - 2004. - № 5.
    3. Дедов М.М. Интегрированный урок.//География в школе,-2003, №10.
    4. Зверев, И.Д. Межпредметные связи в связи в современной школе / И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. 2-е изд. - М.: Педагогика. – 2006.
    1. Иванов Д.А. Компетентный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. / Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В./ – М.: АПК и ПРО. - 2008.
    2. Любарский А.Н., Богомаз Л.С., Воейков В.Н. Уроки-интеграции историко-географических знаний//География в школе №6/2000.
    3. Митина В. И. География в жизни А.С. Пушкина//География в школе. 1995. №4.
    4. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. – Москва. – 2009.
    5. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - Москва.     - 2005.

     

    Дополнительная информация

    • Тема публикации: Интегрированные уроки как форма реализации компетентностного подхода в обучении географии
    • Предмет: География
    • Технология обучения: Интегрированный урок
    • ФИО автора: Ипаткова Елена Николаевна
    • Должность: учитель географии
    • Учреждение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 549 Красносельского района Санкт-Петербурга
    • Город: Санкт-Петербург
    Прочитано 7411 раз Последнее изменение Суббота, 09 Ноябрь 2013 20:22
    Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

    Формы

    Контакты

    для детей старше 6 лет