Обратная связь
Среда, 06 Ноябрь 2013 12:15

Методическая разработка интегрированного урока-конференции по географии и физике «Плюсы» и «минусы» ядерной энергетики»

Автор: 
Оцените материал
(1 Голосовать)

«Плюсы» и «минусы» ядерной энергетики»

Методическая разработка урока-конференции

Авторы:
Ипаткова Елена Николаевна, учитель географии
Мальцева Ольга Васильевна, учитель физики

Организация и проведение интегрированного урока‑конференции по географии и физике «Плюсы» и «минусы» ядерной энергетики».

  Такую форму учебных занятий, как интегрированные уроки, с успехом используют во многих школах. В нашей школе также существует давняя традиция проведения таких уроков.

        Интеграция ставит цель - дать ребенку целостное представление об окружающем мире, а средством этого является комплексное изучение школьных дисциплин, вскрытие связей между ними.

Уроки-конференции чаще всего проводятся при закреплении учебного материала.

Учащиеся учатся самостоятельности мышления, вырабатывают умение выступать перед большой аудиторией, подбирать таблицы, схемы, графики, видеоматериалы, воспитывают ответственность перед группой, позволяют за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой материал.

На этапах подготовки и проведения конференции использовался многоуровневый и разносторонний метод проектов с элементами общения в группах, установления межпредметных связей. Работа на каждом этапе проводилась в интерактивной форме (консультации, диалоги).

Подготовка к конференции проводилась в течение месяца  и требовала  многочисленных консультаций  с педагогами‑предметниками.

За месяц до конференции учащимся были предложены темы сообщений на выбор, и они начали  подготовку к выступлению.

Вопросы конференции.

1. Общие сведения об атомной энергетике. Экономические проблемы АЭС.

2. Экологические проблемы АЭС.

3. Чернобыльская трагедия.

4. Экологически чистые электростанции.

При выборе самостоятельной работы учитывались личные предпочтения и возможности каждого ученика. Для этого класс был разделен на две группы (сторонников и противников ядерной энергетики) -  в соответствии с темами выступлений на конференции. В каждой группе был назначен  ведущий.

Залог успеха уроков-конференций заключается:

 
  • в правильном выборе темы с учетом ее программного значения;
 
  • в четком распределении обязанностей между членами группы;
 
  • в сочетании добровольности в выборе вопроса самими учащимися с обязательностью его подготовки;
 
  • в наличии постоянного учета и контроля работы учащихся во время подготовки конференции;
 
  • в организации активной деятельности всех членов  группы на самом уроке-конференции.

Цель урока:  выявить преимущества и недостатки использования энергии атома.

Задачи:

 Образовательные:

  • познакомить с принципом действия АЭС;                                                   
  • рассмотреть экологические, технические и экономические проблемы, связанные с применением атомной энергетики и с работой АЭС. 
  • учить анализировать перспективы дальнейшего развития цивилизации использования природных ресурсов, приумножения и охраны природы. 

Развивающие:

  • развивать умения самостоятельного нахождения научной информации, используя различные источники; критического отбора нужного материала и подготовки на его основе доклада для конференции.
  • продолжить развитие коммуникативной культуры учащихся: работа в группах,  выступление перед аудиторией;
  • развивать умения самостоятельного нахождения научной информации, используя различные источники; критического отбора нужного материала и подготовки на его основе доклада для конференции.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство причастности обучающихся к происходящему в мире, чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации.

 

 Ход урока:

Учитель географии. Все мы прекрасно понимаем, что  для сохранения жизни на Земле необходима  экологически чистая планета. Но экологическая обстановка на планете ухудшается с каждым годом. Быстрое развитие цивилизации, научно-технический прогресс, позволяют  удовлетворять многие потребности человечества. Мы постоянно расширяем степень своего влияния на природу, не задумываясь, а каковы будут последствия? Не приведёт ли прогресс к гибели планеты, к исчезновению жизни на ней?

Целый мир, охватив от земли до небес,
Всполошив не одно поколение,
По планете шагает научный прогресс.
Что стоит за подобным явлением?
Как использовать знанье – забота людей.
Не наука –  мы все в ответе.
Давший людям огонь – прав ли был Прометей?
Чем прогресс обернется планете?

   Одной из проблем, стоящих в настоящее время перед людьми,  является проблема источников энергии. Сегодня реальный вклад в энергоснабжение вносит ядерная энергетика, её использование уже не одно десятилетие является предметом острых дебатов. Сторонники и противники ядерной энергетики резко расходятся в оценках её безопасности, надёжности и экономической эффективности.

 Учитель физики. Долгое время ядерная энергия  была скрыта от человека. Но человек любопытен! Ему всегда нужно знать то, что пока неизвестно. Всегда нужно больше, чем у него есть. И он неустанно ищет новое, ищет повсюду! Впервые к ядерной энергии удалось подступиться в 1896 году, когда Беккерель обнаружил, что соли урана самопроизвольно испускают невидимые излучения, названные радиоактивными. Следующий шаг к тайне дома ядерной энергии - обнаружение радиоактивности некоторых других веществ и химических элементов. Тогда люди поняли, что атом - сложная структура. Позднее в 1906 году, опытами Резерфорда было установлено: в любом атоме имеется ядро.  Это был серьёзный шаг к познанию тайны ядра. Вскоре были открыты протоны, а в 1932 году - нейтроны. Это кирпичики дома. Когда они находятся в правильном соотношении и состоянии,  дом -  крепость! Эти кирпичики вместе держит энергия связи! Если ядро разрушают, ядерная энергия вырывается наружу. Так же бурно она проявляется, если 2 лёгких ядра сливаются в одно тяжёлое. Полностью ядерная энергия свободна на Солнце и звездах: там она действует вольготно - никому не угрожает, а людям Земли дает свет и тепло, дает энергию для жизни.  Чаще всего для получения ядерной энергии используют цепную ядерную реакцию деления ядер урана-235 или плутония. Ядра делятся при попадании в них нейтрона, при этом получаются новые нейтроны и осколки деления. Нейтроны деления и осколки деления обладают большой кинетической энергией. В результате столкновений осколков с другими атомами эта кинетическая энергия быстро преобразуется в тепло.


Учитель географии.  Сегодня мы с вами обсудим  положительные и отрицательные  стороны в области применения ядерной энергии -  их пользу, вред и значение в жизни Человечества.

      Для этого вы разделились на две группы сторонников и противников использования ядерной энергии.   

Учитель физики. У каждой группы выбран ведущий.

Ведущий 1 группы.  Давайте разберемся, так ли нам нужны атомные электростанции? А для этого сначала ответим на вопрос: с помощью чего сегодня можно производить энергию, так необходимую людям?

  

Первый выступающий (группа сторонников). Научно-технический  прогресс  невозможен   без   развития   энергетики. Потребление энергии растёт день ото дня (таблица).

      Энергия может производиться либо с помощью органического топлива (угля, нефти, газа) на ТЭС, либо с помощью водных потоков на ГЭС, а также  с помощью альтернативных источников (солнца, ветра, геотермальных вод, приливов и отливов, волн).

     Сейчас большую часть электроэнергии получают на ТЭС, но топливные ресурсы (уголь, нефть, газ) являются исчерпаемыми и невозобновимыми, запасы топлива в недалёком будущем могут закончится. При строительстве ГЭС затапливаются огромные территории, ухудшается экологическое состояние реки, а альтернативных источники могут обеспечить энергией лишь небольшие территории.

     Поэтому одним из наиболее вероятных  решений энергетической проблемы является увеличение использования  ядерной энергетики. Благодаря особенностям ядерных реакций, затраты топлива очень и очень невелики. Это основное преимущество атомной энергетики. Второе преимущество – это экологическая чистота. Выбросы от АЭС, хотя в это и трудно поверить, практически безвредны в отличие от ТЭС.

Ведущий 2.  Когда в нашей стране была построена первая атомная электростанция?

 Второй выступающий (группа сторонников). В 1946 г. первый европейский реактор был создан в СССР под руководством И.В.Курчатова. Под его руководством был разработан и проект первой в мире АЭС. Она была построена в Обнинске в 1954 году, её мощность была  всего лишь 5000 кВт. Это стало событием мировой важности. Пуск АЭС ознаменовал начало развития атомной энергетики. Была оснащена одним уран-графитовым канальным реактором. В настоящее время Обнинская АЭС выведена из эксплуатации. Её реактор был заглушён 29 апреля 2002 года, успешно проработав почти 48 лет. На базе Обнинской АЭС создаётся музей атомной энергетики.

Ведущий 2. А каково сейчас положение дел в сфере имеющихся и строящихся АЭС в нашей стране и в мире?

Третий выступающий  (группа сторонников). Ныне мировая доля электрической энергии, вырабатываемой на АЭС, относительно невелика и составляет около 17 процентов, но в ряде стран она достигает 50-75 процентов.

В некоторых странах ядерная энергетика приобрела доминирующее положение. (Таблица) По данным  Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) мировую атомную энергетику представляют 450 атомных реакторов, работающих в 31 стране. Три страны мира, в которых доля атомных электростанций в общей выработке электроэнергии наибольшая - это Франция- 77%, Бельгия - 56% и Швеция - 53%.

Долгие годы абсолютным лидером по использованию ядерной энергии являлась Литва. Единственная Игналинская АЭС, расположенная на её территории, вырабатывала электрической энергии больше, чем потребляла вся республика. Обладая её избытком «лишнюю» энергию отправляли на экспорт.
Однако, под давлением ЕС (из-за сомнений в её безопасности — ИАЭС использовала энергоблоки того же типа, что и Чернобыльская АЭС), с1 января 2010 года Игналинская АЭС была окончательно закрыта (предпринимались попытки добиться продолжения эксплуатации станции и после 2009 года, но они не увенчались успехом), сейчас решается вопрос о строительстве на той же площадке АЭС современного типа.

Ведущий 1. Давайте познакомимся поподробнее с принципом работы АЭС.

Четвертый выступающий (группа сторонников). В настоящее время ядерная энергия вырабатывается в основном в реакторах на тепловых нейтронах, уже получили развитие бридеры  (реакторы на быстрых нейтронах).

На схеме показана работа атомной электростанции. Энергия, выделяемая в активной зоне реактора, передаётся теплоносителю. Далее теплоноситель поступает в теплообменник (парогенератор), где нагревает до кипения воду. Полученный при этом пар поступает в турбины, вращающие электрогенераторы. На выходе из турбин пар поступает в конденсатор, где охлаждается большим количеством воды, поступающим из водохранилища.

Ядерные реакторы постоянно совершенствуются, уровень безопасности повышается.

Ведущий 2. А велика ли доза излучения на АЭС.

Пятый выступающий (группа сторонников).  Ежегодная доза излучений, которые приходят к нам из космоса и  от других природных источников, составляет 2  мЗв. Персонал АЭС получает в год дозу облучения 4.4 мЗв. Радиационную защиту реактора обеспечивают многие факторы: толстые стены и корпус из железобетона, замкнутый щит и др. Стабильно работающий реактор не  выбрасывает никаких радиоактивных изотопов  в окружающую среду, тогда как из труб тепловых электростанций выбрасывается достаточно большое количество радиоактивных изотопов (и других загрязняющих элементов), а очистка от них не предусматривается.

Рамки для контроля накопленной дозы радиации имеются на всех атомных объектах во всех странах мира, и все сотрудники и посетители обязательно должны провериться до и после рабочей смены, а иногда и по нескольку раз. Если есть опасность радиационного загрязнения, створка рамки не откроется и не выпустит вас: нужно будет проводить процедуру дезактивации, а затем и медицинское обследование.

 

Ведущий 2. А много ли АЭС в России.

Шестой выступающий (группа сторонников).  На территории России расположены 10  атомных электростанций. Из них 9-в Европейской части России: это Курская, Тверская, Нововоронежская, Ленинградская, Балаковская, Белоярская, Кольская АЭС и Билибинская АСТ (атомная станция теплоснабжения, аналогичная  по принципу ТЭЦ).

      Самая крупная АЭС России - Курская - имеет мощность 400МВт. На этих станциях установлено 29 энергоблоков с реакторами различного типа, в том числе 11 реакторов устаревшего типа РБМК-1000, такие, как на Чернобыльской АЭС.

Ведущий 1. В настоящее время существуют проекты строительства новых АЭС и реконструкция построенных.

Седьмой выступающий (группа сторонников).  Сооружение нового поколения энергоблоков с корпусными реакторами (с водой под давлением) начинается в этом десятилетии. Первыми из них станут блоки ВВЭР-640, конструкция и параметры которых учитывают отечественный и мировой опыт, а также блоки с усовершенствованным реактором ВВЭР-1000 с существенно повышенными показателями безопасности. Головные энергоблоки ВВЭР-640 размещаются на площадках г. Сосновый Бор Ленинградской области и Кольской АЭС, а на базе ВВЭР-1000 - на площадке Нововоронежской АЭС.

    В  России реализуется масштабная программа развития атомной энергетики, предполагающая увеличение доли атомной энергетики с 16% до 25 — 30% к 2020 году. В настоящее время в стадии строительства в России находятся 7 энергоблоков.

Восьмой выступающий  (группа сторонников).  В 2007 г. начата реализация проекта строительства серии плавучих атомных теплоэлектростанций.  Плавучая атомная электростанциямалой мощности состоит из гладкопалубного несамоходного судна ледокольного типа с двумя реакторными установками. Плавучая станция может использоваться для получения электрической и тепловой энергии, а также для опреснения морской воды. В сутки она может выдать от 100 до 400 тысяч тонн пресной воды.

Ведущий 2. Где еще используется энергия атомного ядра?

Первый выступающий (группа сторонников).  Ядерные силовые установки находятся на атомных ледоколах, атомных подводных лодках, атомных авианосцах. Так решили проблему судов с неограниченным районом плавания. Одно из главных преимуществ атомного ледокола — отсутствие необходимости в регулярной дозаправке топливом, которое необходимо в плавании во льдах, когда такой возможности нет или дозаправка сильно затруднена.

Сегодня уже не один ледокол с атомным двигателем разбивает льды Северного Ледовитого океана. И всем известно, что благодаря им мы имеем «открытый» Северный морской путь, по которому выгодно перевозить грузы.

Второй выступающий (группа сторонников).  Хочу добавить. Атомная энергия широко применяется в промышленности: контроль качества, получение новых полимеров, определение структуры и дефектов сплавов, исследование смазочных материалов в трущихся частях машин, холодная стерилизация перевязочных материалов и лекарственных средств, анализ жидких и газовых сред осуществляется с наибольшим успехом с помощью ядерной энергии.

Третий выступающий (группа сторонников).  Медицина также широко и успешно использует достижения в области атомной энергетики в лечении злокачественных новообразований и неопухолевых заболеваний. При лечении рака энергия, возникающая при распаде радионуклидов, поражает генетический аппарат раковых клеток, останавливая их рост.

Ведущий 1.Мы с вами смогли  увидеть многие положительные стороны использования ядерной энергии?

(Просмотр мультфильма из презентации «Энергоатома» от студии Артемия Лебедева)

Ведущий 2. Где гарантия, что не произойдет взрыва на любой АЭС, сегодня действующей? Кто поручится, что не взорвётся какая-либо атомная подводная лодка? Где гарантия, что радиоактивные отходы не будут размыты почвенными водами и не разнесутся ими по всей почве? У меня такой гарантии нет. Я думаю, что их нет ни у одного человека, ведь ядерная энергия принесла людям страшные страдания, лишения, и даже смерть.

Первый  выступающий (группа противников). 16 июля 1945 года в 5 часов 30 минут утра по местному времени в пустыне Аламогордо (штат Нью-Мехико, США) была испытана первая атомная бомба. А меньше чем через месяц американцы произвели атомные бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки (6 и 9 августа 1945 года, соответственно) — единственные в истории человечества примеры боевого применения ядерного оружия. Осуществлены Вооружёнными силами США на завершающем этапе Второй мировой войны .Это  наиболее чудовищное и смертельно опасное применение энергии ядер для всего человечества!       Взрыв бомб потряс и ослепил людей. Люди падали замертво, а те, кто был рядом с местом падения бомбы, сгорели. Сразу было убито и ранено свыше 140 тысяч мирных жителей. Этот акт массового уничтожения людей  не был вызван военной необходимостью: ведь война кончалась, капитуляция фашистской Японии была предрешена.

(Просмотр мультфильма «Barefoot Gen, HIroshima Destroyed»).

Первый выступающий (группа противников). По сей день японцы помнят те трагические дни, помнят жертв того взрыва и призывают людей никогда не применять смертоносную технику.

 Ведущий 2.  Следующим этапом развития ядерной энергетики стало испытание ядерного оружия - наземные взрывы в штате США Нью-Мексико и Семипалатинской области СССР, взрывы на атомных подводных лодках.

Второй выступающийруппа противников).  В 1949 году в СССР на Семипалатинском полигоне был произведен первый наземный взрыв атомной бомбы.Испытания ядерного оружия в Семипалатинской области производились с 1949 года по 1963 год. За этот период осуществлено 138 воздушных и 28 наземных ядерных взрывов. Их суммарная мощность в 2,5 тысячи раз превышает мощность взрыва ядерной бомбы, сброшенной на Хиросиму, в тех районов, где проводились взрывы, людей не всегда эвакуировали. На них затем изучали действия радиации. В 1961 году был организован специальный диспансер, где этих людей обследовали. На этом «материале» медицинские работники защитили семь докторских и двенадцать кандидатских диссертаций. Собранные данные говорят, что те люди, которые подверглись облучению, на 39% чаще болеют раком; срок их жизни сокращается в среднем на 10 лет; у облученных родителей рождаются дети, которые ослаблены и в значительной мере утратили иммунные свойства; возросли детская смертность, число врожденных уродств и рождение умственно отсталых детей. С 1963 по 1989 годы на Семипалатинском полигоне производились подземные ядерные взрывы, их было 343, в среднем 14-18 испытаний в год.   

Ведущий 2. Кроме испытаний ядерного оружия, были ещё и аварии, связанные с использованием  ядерной энергией. И было это очень страшно.

Третий выступающий  (группа противников).  Страшная авария произошла 29 сентября 1957 года на на комбинате “Маяк”  в городе Озёрске Челябинской области. На предприятие производили компоненты ядерного оружия.  Выброс радиации оценивался в 20 миллионов Кюри (для сравнения, выброс Чернобыля составлял 50 миллионов Кюри). Последствия этих двух катастроф схожи — сотни тысяч людей, подвергшихся воздействию радиации, десятки тысяч квадратных километров зараженной территории. Долгое время эта авария была засекречена. 

Четвертый выступающий (группа противников).  Среди затонувших подводных кораблей было, как минимум, десять атомных подводных лодок (3-США, 5-СССР, 2-Россия), причём некоторые из них с ракетами или торпедами, оснащёнными ядерными боеголовками и, как минимум, две дизельные лодки с ядерным оружием.

Пятый выступающийруппа противников). Но самая страшная в истории СССРтрагедия случилась на Украине, на четвертом энергоблоке атомной станции. 26 апреля 1986 г., в 1 час 27 мин. на атомной станции произошёл взрыв. Ударил чернобыльский колокол. Его услышали жители Украины, Белоруссии, России, люди всей планеты. Он звучит и сегодня.

       Первый, самый страшный удар приняли на себя пожарные города Припяти. Они тушили пожар, находясь в зоне самой сильной радиации - над реактором. А через две недели, в День Победы, многих из них уже не стало - они умирали в московской клинике от острой лучевой болезни. Чувствовали смерть, спокойно, без слез прощались друг с другом и тихо умирали.

   Первыми не стало Виктора Кибенка, Владимира Правика и их друзей, а спустя 15 лет чернобыльская трагедия унесла жизни более 25 тыс. человек!

   В Библии сказано о том, что наступят на Земле горькие времена, когда упадет на нее звезда по имени Полынь. В переводе с украинского Чернобыль  «Черная полынь». Страшное предсказание сбылось.

Ведущий 2.Чернобыльская трагедия унесла жизни более 25 тыс. человек! Почему так много? Могло ли быть жертв меньше?

Пятый выступающийруппа противников).  (2) Жертв Чернобыльской трагедии было бы меньше, если бы людям в те дни сказали горькую, но правду. Нельзя было находиться в зараженной местности, а тем более купаться, загорать, удить рыбу, собирать ягоды. Люди этого не знали, ибо лица, виновные в трагедии, пытались скрыть ее истинно чудовищные для человека и природы масштабы. Эвакуировать людей стали намного позже. Пустыми остались города и села, где тихо, как на кладбище, где ветер играет обветшалыми калитками. Радиацию ветром разнесло далеко от Чернобыля. В Белоруссии заражены 16 тыс. кв. км территории, след Чернобыльской аварии коснулся Брянской и Калужской областей.

Шестой выступающий (группа противников). Вы видели город, в котором нет людей? Вы видели лес, где все усыпано грибами и ягодами, а собирать их нельзя? Все это есть у нас. Более 20 лет прошло с этого страшного дня, когда ночью над Припятью взвился зловещий гриб из огня, дыма и радиоактивных выбросов.
В результате взрыва атомного реактора на Чернобыльской АЭС людям пришлось покинуть обжитые места, забыть свои любимые улицы, дома, рощи. Они уже никогда не смогут туда вернуться. Здесь пусто! Здесь смерть! Невидимая, без огня, без вкуса, без запаха. В обличье радиоактивных излучений. Это страшно! На 300 верст от Чернобыля эта смерть в виде радиоактивной пыли рассыпана по полям, лесам и домам. Более, чем на 500 деревень только Гомельской области попали радиоактивные цезий, стронций, плутоний. Вся земля поделена на мертвые зоны: зоны отселения, зоны отчуждения, зоны жесткого контроля. Это ужасно! И всему виной - ядерная энергия.
  

Ведущий 2. Последняя (хочется верить, что она действительно будет последней) крупная авария на АЭС произошла в марте 2011 года в Японии, в префектуре Фукусима. 

Седьмой выступающийруппа противников). Авария на АЭС Фукусима-1 произошла в результате сильного землетрясения и последовавшего за ним цунами. Весь мир напряженно эта трагедия, безусловно, имела самый громкий международный резонанс. Именно под влиянием фукусимской трагедии Германия приняла решение свернуть свою ядерную программу.

Ведущий 2. Скажите, а переработка и хранение отработанного топлива не вызывает у вас вопросов? Что вы думаете по этому поводу?

Четвертый выступающий (группа сторонников).  Переработка и хранение отработанного топлива представляет наибольшую проблему. Но со временем эта проблема будет решена. Сейчас в нашей стране твердые радиоактивные отходы  в стальных бочках со стенками  толщиной 50 см закапываются глубоко в землю или соляные пласты.

 Учитель географии.  Мы прослушали выступления сторонников   и противников ядерной энергии и давайте попробуем сделать основные выводы.

Пятый выступающий (группа противников). Главными минусами является риск радиоактивного заражения продуктами деления ядерного топлива в случае аварии, а также проблематичность переработки использованного ядерного топлива. Отработанное ядерное топливо нельзя потом как-либо применять, и происходит его захоронение в особых могильниках либо вообще сброс в океан. Время полного распада урана (главное сырье на АЭС) составляет приблизительно 200 лет. Последствия от значительных доз облучения, проявляются, как правило, в рамках нескольких часов-дней. Правда, раковая болезнь дает о себе знать через много лет уже после облучения. Врожденные пороки развития, прочие наследственные заболевания, провоцируемые повреждением генетического аппарата, находят свое выражение только в следующем либо в дальнейших поколениях: имеет место у детей, внуков и прочих далеких потомков человека, который был поражен радиацией. 

Пятый выступающий (группа сторонников).  Главными достоинствами атомной энергетики выступает существенная конечная выгода, а также отсутствие выбросов в воздух результатов сгорания (с данной позиции данную энергию можно считать экологически чистой). Отсутствует зависимость от транспортировки топлива. Многие готовы судить ядерную энергию только потому, что живут днём сегодняшним, не думая о будущем. Мне бы хотелось задать такой вопрос: «Какую энергию будет использовать человек, когда иссякнут запасы твердого топлива, нефти и газа?». А ведь они не безграничны. Кроме того, обычное топливо, сгорая, очень сильно загрязняет воздух и нарушает экологию Земли. А города, находящиеся вблизи атомных станций во всех странах мира,- экологически чистые зеленые города!

Учитель географии.  Развитие ядерной энергии неизбежно, использование АЭС намного превышает общие энергоресурсы, имеющиеся в распоряжение человечества. Но,  увидев положительные результаты  применения атомной энергии, человек начал активно использовать её, потерял бдительность,  не до конца отработал системы контроля и безопасности. И, когда случилась беда (по вине самого человека), он бросился в другую крайность: потребовал запретить, осудить ядерную энергию, прекратить её использование.                     

Учитель физики.  А ведь о пользе ядерной энергии для человечества и возможных трагических последствиях неправильного обращения с ней говорили и предупреждали такие великие и уважаемые ученые, как Эрнест Резерфорд, Мария и Пьер Кюри, Нильс Бор, Альберт Эйнштейн, Игорь Курчатов.

Ведущий 1.  Около 60 стран уже обратились к МАГАТЭ за содействием в принятии решения относительно использования атомной энергетики. Возросший интерес к ядерной энергетике связан с ожидаемым резким повышением спроса на электроэнергию в мире. По прогнозам экспертов, к 2030 году спрос на энергоносители вырастет более чем на 50% от текущего уровня, причем 70% роста придется на развивающиеся страны. «Мы предполагаем, что к 2030 году от 10 до 25 стран введут в эксплуатацию свои первые АЭС», - сообщил генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано.

 Ведущий 2.  Человек во многом сам виноват в своих трагедиях! Человек должен всегда помнить, что Природа мудра и, вторгаясь в ее тайны, нельзя нарушать ее законы. Кроме того, в своих действиях нужно руководствоваться правилом: «Не навреди!», быть осмотрительным, внимательным, просчитывать десятки связей и ходов наперед, а главное - всегда помнить о других людях, ценности жизни, уникальности нашей планеты!  Человек должен всегда помнить, что Природа мудра и, вторгаясь в её тайны, нельзя нарушать ее законы.

Ведущий 1. Мы поколение будущего и от нашего мировоззрения и от нашей активной позиции многое зависит. Мы не должны находиться в стороне и не должны быть пассивными наблюдателями.  

Прежде чем встать за кормило,
Уметь стать нужно гребцом.
А затем и лоцманом зорким, чтобы
Природу ветров своевольных понять.
И тогда уж искусной рукой самому
Свой корабль направлять и вести.

Учитель географии.  Мы благодарим всех участников этой поучительной дискуссии. Я рада, что вы сделали правильные выводы, взвесив все «за» и «против». И пусть напоминанием и предостережением будут слова припева  из песни на слова Н.Добронравова « Пока не поздно»   

                                                                    Рядом, рядом   - радость и беда,

                                                                    Надо, надо твердый дать ответ:

                                                                     Солнечному миру – да, да, да!

                                                                      Ядерному взрыву – нет, нет, нет!

                                                                     

Учитель физики.  Здоровья Вам и Успехов!

Рефлексия

Учащиеся получили листы с началом следующих предложений:

  1. Сегодня я узнал…
  2. Меня удивило…
  3. Я изменил свои взгляды на…
  4. Своей работой на уроке я…
  5. Было трудно…
  6. Урок для меня показался…
  7. Материал урока мне был…

Дополнительная информация

  • Тема публикации: Методическая разработка интегрированного урока-конференции по географии и физике «Плюсы» и «минусы» ядерной энергетики»
  • Предмет: география и физика
  • Класс: 9
  • Технология обучения: интегрированное обучение
  • ФИО автора: Ипаткова Елена Николаевна, Мальцева Ольга Васильевна
  • Должность: учитель географии, учитель физики
  • Учреждение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 549 Красносельского района Санкт-Петербурга
  • Город: Санкт-Петербург
Прочитано 5801 раз Последнее изменение Суббота, 09 Ноябрь 2013 21:13
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Формы

Контакты

для детей старше 6 лет