Обратная связь
Вторник, 08 Октябрь 2013 22:27

Методика игровых технологий

Автор: 
Оцените материал
(2 голосов)

В проведении урока-игры я придерживаюсь всех основных структурных компонентов урока:

  • постановка учебной задачи;
  • решение поставленной задачи;
  • контроль;
  • проверка знаний.

Меняется только форма. Важный материал представляю на уроке-игре наглядно. Ученик должен в ходе урока-игры оперировать понятиями, иметь возможность дать развернутый ответ (формирование речевой культуры), анализировать исторические ситуации, факты.

Изучив опыт С. М. Шмакова и внедряя этот опыт в свою педагогическую деятельность, я выделяю следующие требования к организации игр в процессе обучения:

  1. игра должна быть увлекательна и интересна;
  2. игра должна вызывать у учащегося только положительные эмоции;
  3. игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной подготовке учащихся;
  4. развивать умения, знания и навыки учащихся в учебной деятельности;
  5. игровой материал должен быть построен логически и должен постоянно усложняться по мере усвоения;
  6. в игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками.
  7. учитель — активный участник игры, а не сторонний наблюдатель.

По способу существования и выражения содержания в своей учебной деятельности я использую: игровые тренинги и упражнения, игровые анкеты, вопросники, тесты, соревнования, конкурсы, эстафеты, интерактивные игры.

В организации игры всё должно быть продуманно до мелочей. Игровая форма обучения требует определённой лаконичности этапов, предваряющих игру.

СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ:

  1. Выбор игры (отбор содержания с учётом тематического плана, представление учителем, какие результаты он хочет получить).
  2. Подготовка игры
    а) предварительная подготовка учащихся к игре (учитель не должен всё брать на себя, надо дать учащимся самостоятельность, но контролировать отбор материала, иначе материал будет непредсказуем);
    б) подготовка непосредственно перед игрой (создание игрового эмоционального настроения, организация игрового пространства).
  3. Введение в игру
    а) предложение игры детям (Например: сегодня мы окунемся в атмосферу проведения Народных собраний в Древней Греции);
    б) объяснение правил игры. Они должны быть сформулированы кратко и конкретно, можно раздать памятки;
    в) выбор участников игры (Необходимо, чтобы в игре участвовал каждый: активный участник, контролирующий время, фиксирующий ошибки — роли должны меняться, чтобы каждый учащийся включился в активный познавательный процесс).
  4. Ход игры (надо помнить, что игра не самоцель, главное — содержание)
    а) начало игры (уточняются нюансы, игра должна «набирать обороты»);
    б) развитие игрового действия — кульминация (особенно азартный этап, поэтому важно следить за правилами, временем);
    в) заключительный этап игры (надо вовремя поставить точку, об окончании игры надо предупреждать: сигналом, словом, знаком).
  5. Подведение итогов игры (оценка и поощрение участников, что узнали нового, как справились с заданием, кто лучший и что ему помогло достичь победы. Отметить положительные стороны участников, не получивших призовые места, проанализировать ошибки).
  6. Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния).

Игры можно разделить на категории:

  1. Игры с правилами.
  2. Ролевые игры.
  3. Комплексные игровые системы (например КВН).

Игры можно разделить по структурным элементам урока:

  1. Для изучения нового материала.
  2. Для закрепления пройденного.
  3. Для проверки знаний.
  4. Обучающие.

Интересны такие формы или элементы уроков как:

«Интервью с историческим героем». Когда в основе изучения находится историческая личность, можно предложить инсценировать интервью с ним. Это могут сделать два человека (или несколько), устроив конференцию. «Исторический герой», «корреспонденты» готовятся заранее, собирая необходимую информацию и интерпретируя её в соответствии со своей ролью. В курсе «Истории Древней Греции», прошёл урок, посвящённый Александру Македонскому.

Аукцион. В конце изучения раздела, например: «Древний Египет» учащимся предлагается подготовить предметы для аукциона, относящегося к определённому к этой теме или стране. На уроке ребята выставляют свои лоты на продажу. Средством оплаты будет информация об этом предмете или связанная с ним история. Тот ученик, который последний представит информацию, получит выставленный лот. Так, например можно провести урок «Древний Восток».

«Живая картина». В этой игре учащиеся используют сценическое пространство, так как им дается задание «оживить» какое-либо историческое событие по учебной картине: «Сбор дани», «Суд во времена Русской правды» и так далее. К этому фрагменту урока можно готовиться заранее, раздав задания группам, либо в ходе изучения нового материала, когда «рисуется, создается живая картинка» той эпохи.

Урок-«исторический театр». Это форма урока продолжает метод «живой картины», но в масштабе целого урока. Он посвящен, какому либо историческому событию, определённой теме. Эта форма помогает не только пробудить в ребятах интерес к предмету, но и облачить изучаемый материал в образную форму. Несомненно, что сценическое воплощение исторических сюжетов позволяет передать атмосферу той эпохи. В качестве примера можно привести урок «Олимпийские игры», «Мифы Древней Греции».

В последнее время большую популярность получили различные конкурсные игры. Основным отличительным признаком этого вида является их состязательный характер. Если театрализованные представления по своим целям выполняют задачи изложения нового материала, а иногда заменяют рассказ учителя. Конкурсные игры носят проверяющий характер, их цель повторить, обобщить пройденный материал. В этой категории большое распространение получили игры на основе популярных телепередач: «Поле чудес», «Своя игра», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Самый умный» и другие. Такие игры хороши тем, что проводится могут с любым возрастом детей по любой теме. Используя такую форму игры можно повторить как большой раздел, так и отдельную тему. Особенностью таких игр в том, что в них могут быть включены разноплановые вопросы (на повторение дат, имён, терминов, фактов, карты). К подготовке таких игр можно привлекать учащихся. Конкурсные игры можно включить и как фрагмент урока. Например: «Снежный ком», «Отгадай героя», «Ассоциации».

Особое место в системе игр на уроках занимают настольные игры. К ним относятся различные кроссворды, чайнворды, шарады, ребусы, криптограммы, головоломки. Особенностью этих игр является то, что при ознакомлении с ним учитель предлагает детям различные вариант игр (индивидуальные и групповые), а после того, как учащиеся освоят возможность этой игровой формы, можно предложить ученикам самостоятельно создать подобную игру. Это может стать формой проверки домашнего задания.

Одним из наиболее распространенных видов игровых моментов на уроках являются викторины. Их проведение возможно при изучении практически любой темы, со всем классом или с группой детей. Викторины могут быть по определенной теме, по датам, по терминам и так далее. Викторина может быть настенной для коллектива ребят, так и настольной для индивидуальной работы с бумагой и карандашом в руках.

Таким образом, использование игровых приёмов позволяют разнообразить учебную деятельность, полнее учитывать и особенности школьников и удовлетворять естественную тягу детей к играм, а игра, как известно, носит и воспитывающий, и обучающий, и развивающий характер.

Можно сделать вывод: игра — это яркий эмоциональный праздник, одна из эффективных форм обучения, которая должна включаться в учебный процесс в тесной связи с другими видами учебной работы. Она даёт хороший результат. И это подтверждается качеством знаний учеников: результатами контрольных срезов, итоговой аттестацией и победами на олимпиадах.

Дополнительная информация

  • Тема публикации: Методика игровых технологий
  • Предмет: История
  • Технология обучения: Игровая
  • ФИО автора: Иваник Мария Дмитриевна
  • Должность: Учитель истории
  • Учреждение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 549 Красносельского района Санкт-Петербурга
  • Город: Санкт-Петербург
Прочитано 1234 раз Последнее изменение Суббота, 12 Октябрь 2013 23:56
Иваник Мария Дмитриевна

Заместитель директора по ВР, учитель истории.

Сайт sch549.ru/blog/ivanik-mariya-dmitrievna.html
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Формы

Контакты

для детей старше 6 лет