Обратная связь
Вторник, 08 Октябрь 2013 21:55

Использование игровых технологий на уроках истории

Автор: 
Оцените материал
(2 голосов)

Учёный–психолог Л. С. Выготский в своей книге «Педагогическая психология» отмечает, что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы…

Современная педагогика все больше акцентирует свое внимание на ученике, заботясь о его становлении и утверждении как личности. И именно игра — это вид деятельности, где ребёнок может проявлять себя в различных позициях: просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор игры. Возможность осуществлять личностный подход к учащимся позволяет использование дидактических игр. Практика показывает, что игра на уроке — это занятие серьёзное. Оно является одним из современных средств обучения, обладающим образовательной, воспитательной, развивающей функцией.

Сегодня психолого-педагогическая наука утверждает: для того чтобы учение было эффективным, у ребёнка необходимо вызвать положительные отношение к тому, чему мы хотим его научить. А это всегда формируется в процессе деятельности через сложнейший механизм взаимоотношений, общения. Каждый учитель стремиться, чтобы его уроки были интересными, запоминающимися, увлекательными, пробуждали интерес к предмету. Говорят, что учителю достаточно хорошо знать предмет, интересно рассказывать материал урока — и цель достигнута. Но это не так. Особенно в сегодняшней школе, которая не остается в стороне от перемен, происходящих в нашей стране.

Современный урок — это такой урок, когда учащиеся под руководством преподавателя добывает и усиливает новые знания, сам исследует и делает выводы.

Сегодня игра достаточно актуальная форма обучения. Во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющая школьника не просто механически вспоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать ненужное, сопоставлять, оценивать.

Учебная игра продолжает оставаться одним из наиболее широкоиспользуемых в практике преподавания средств обучения. Игра для обучающегося важна, понятна, злободневна — это часть его жизненного опыта. Я, преподавая знания посредством игры, учитываю не только будущие интересы учеников, но и удовлетворяю сегодняшние. Используя игру, я организую учебную деятельность, исходя из естественных потребностей учащихся, а не из своих соображений удобства и порядка. Мною используется в каждой группе определенная система игр, прибегая к постепенному усложнению игрового материала и увеличению объёма по сравнению с содержанием учебников. Продолжая учебную работу в игровой форме, добиваюсь прочных знаний. Обучение в игре происходит незаметно для обучаемого, то есть все его внимание направлено на игру, а не на усвоение знаний, как это бывает при обучении на других уроках. В игре знания усваива­ются через практику, учащиеся не просто заучивают материал, но рассматривают его с различных сторон, раскладывая его на многообразные логические ряды.

Однако во всех случаях я стараюсь подвести учащихся к пониманию объективности и закономерности исторического процесса, к установлению логических связей между историческими событиями, типологическими чертами культуры.

Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет учеников, обогащает впечатлениями, помогает избежать назойливой назидательности, создаёт в классном коллективе атмосферу дружелюбия. В ходе игры все ученики незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов, начинают размышлять, так как положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто обладает хорошей «кладовой памяти», а может с умом пользоваться её богатствами.

В играх на уроке не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно обогащать знания, быть средством всестороннего развития обучаемого, его способностей, вызывать положительные эмоции.

Я стремлюсь вызывать не только интерес учащихся к игре, но и добиваться того, чтобы он был устойчивым и не ослабевал, а наоборот, нарастал по ходу игры.

Важно определить место самого учителя в игре. Учитель становится не только организатором игры, но и её участником. Прокладывая путь к творческой работе учащихся, умело вводит обучающихся в игру. Это не значит, что учитель навязывает игру вопреки желаниям коллектива. По мере того, как игры становятся более или менее постоянным занятием учеников, учитель постепенно отходит как бы на второй план. Но в группе он и высший авторитет, и судья во время возникающих споров, и обязательно активный рядовой участник игр. При подготовке к игре необходимо продумывать и логически правильно составлять учебный материал, дальновидно, учитывая особенности группы, продумывать игровые ситуации. В противном же случае, если игровой материал труден, подаётся без учёта известного и неизвестного ученикам, если ясна цель, то невозможно рассчитывать на живой интерес учеников к по­добным играм. Аморфная игра, в которой нет острых ситуаций, нет напряжения, нет борьбы за первенство, не будет пользоваться популярностью в коллективе обучающихся.

Постепенное усложнение содержания, логическое включение нового, требующего расширения знаний и активизации мышления, способствует развитию устойчивого интереса к игре.

Но чрезмерно увлекаться играми на уроке не стоит, так как абсолютизация данного метода может привести к негативным последствиям разного рода.

Я использую игру как возможность погружения в изучаемую эпоху, но параллельно с этим учу учащихся выделять главное, составлять некую опору для себя.

Игра «Исторические вёрсты»

Фрагмент обобщающего урока по теме «Древняя Греция»

Цель: повторение и закрепление изученного материала

Задачи: выявить уровень знаний учащихся

Учащиеся разбиваются на малые группы (по 4 человека). Им предлагается таблица вопросов и «километраж» каждого вопроса. Учащиеся имеют возможность выбора вопроса по сложности, и по количеству километров. Могут ответить не на один вопрос, набрав тем самым большее количество «километров». За каждый правильный вопрос начисляется определенное количество километров. Группа, набравшая определённое количество километров, получает соответствующую этому оценку.

Игра «Исторические вёрсты»
1. Местоположение и природные условия Древней Греции
а) определите словами местоположение Греции 2 км
б) чем природные условия Греции отличаются от природных условий Древнего Египта? 3 км
в) какие трудности испытывали греческие земледельцы? 3 км
г) какие полезные растения хорошо росли на почвах Греции? 2 км
д) куда вывозили эти продукты на продажу? 1 км
е) что покупали взамен? 1 км
2. Города-государства Греции
а) как назывались города-государства? 1 км
б) почему не было единого государства Греции? 3 км
в) два главных города-государства Греции? 1 км
3. Греко-персидские войны
а) назвать главные сражения и даты 3 км
б) в чём состоял подвиг царя Леонида и 300-от спартанцев? 5 км
в) что предложил Фемистокл афинянам перед вторым походом персов и почему? 3 км
г) как назывались корабли и два приёма ведения морского боя? 2 км
д) какова главная причина побед греков? 2 км
4. Афинская рабовладельческая демократия
а) что такое демократия? 1 км
б) после войн кто управлял афинским государством? 1 км
в) кому принадлежала верховная власть? 1 км
г) главные функции Народного собрания 3 км
д) для чего выбирали главного стратега? 1 км
е) почему Перикла избирали 15 раз? 2 км
ж) кто не принимал участие в голосовании? 2 км
5. Культура
а) чем отличаются ионические колонны от дорических? 2 км
б) назвать три части, на которые делится театр 2 км
в) чем отличаются образование спартанцев от афинян? 2 км
г) на чём писали и чем афинские ученики? 1 км
Оценивание результатов
40-50 км «5»
30-39 км «4»
20-29 км «3»

Игровой фрагмент урока «Древний Египет»

(Разминка перед началом урока)

Учитель загадывает загадки, учащиеся должны их отгадать

Он был царем,
Потом завоевал Египет.
И стал хозяином корон,
Повелевать стал всеми…. (Фараон)

Жрец готов одеть наряд,
Чтобы совершить… (Обряд)

Это чудное созданье
Сделано нам в назиданье
Египтянами давно
Славится века оно.
Пирамиду охраняет,
Видом своим всех пленяет. (Сфинкс)

Ему поставили в угоду
Гробницу, что стоит сейчас.
И видят все ту пирамиду
Она всех выше без прикрас. (Пирамида Хеопса)

В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, использование игровых технологий на уроках истории отражает отношение между людьми, формирует у учащихся правила общественного поведения, повышает интерес к историческому прошлому, активизирует познавательную деятельность учеников, повышает эффективность урока и качество знаний.

Дополнительная информация

  • Тема публикации: Использование игровых технологий на уроках истории
  • Предмет: История
  • Класс: 5 класс
  • Технология обучения: Игровая
  • ФИО автора: Иваник Мария Дмитриевна
  • Должность: Учитель истории
  • Учреждение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 549 Красносельского района Санкт-Петербурга
  • Город: Санкт-Петербург
Прочитано 1855 раз Последнее изменение Четверг, 10 Октябрь 2013 11:15
Иваник Мария Дмитриевна

Заместитель директора по ВР, учитель истории.

Сайт sch549.ru/blog/ivanik-mariya-dmitrievna.html
Другие материалы в этой категории: Методика игровых технологий »
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Формы

Контакты

для детей старше 6 лет