Обратная связь

Свидетельство о публикации в СМИ

Свидетельство о регистрации средства массовой информации (СМИ) Уважаемые коллеги! Наш сайт зарегистрирован как средство массовой информации. Это даёт вам возможность после размещения материала в разделе «Публикации» подать заявку на получение свидетельства о публикации в СМИ. Для этого нужно:

1. Зарегистрироваться на сайте.
2. Авторизоваться и добавить новый материал.
3. Заполнить заявку на получение свидетельства о публикации в СМИ.

Запись о выдаче свидетельства будет внесена в реестр. Приветствуется перевод пожертвований. Задать вопрос, предложить идею, сообщить о проблеме, сказать спасибо можно в форме «Обратная связь».

Понедельник, 09 Сентябрь 2013 12:39

Создание психолого-эмоционального комфорта посредством совместной деятельности на занятиях ансамблевого музицирования

Автор: 
Оцените материал
(1 Голосовать)

Статья «Создание психолого-эмоционального комфорта посредством совместной деятельности на занятиях ансамблевого музицирования»

Автор Колк Ольга Николаевна
Педагог дополнительного образования
Высшая квалификационная категория
ГБОУ Гимназия № 271 Красносельского района
Санкт-Петербург, 2012

Поиски новых путей к повышению качества учебного процесса. Эффективные приемы и методы обучения

Сколько лет существует школа, столько же лет идут поиски рецептов успеха.

Во многом успеху способствует комфортная обстановка на уроке. И если организация учебной деятельности направлена на успех — это значит, что учащиеся находятся в комфортной обстановке.

В практической деятельности видно, что существует разрыв между возможностями ребёнка, его интересами и тем, что может быть им достигнуто. Под влиянием этого разрыва мотивация, которая была вначале, постепенно разрушается. Стремление и готовность научиться, если они были, исчезают. Один из возможных путей преодоления этих трудностей — комфортное состояние ребёнка на занятии. Чтобы учитель был не только человеком, который всё знает и умеет, но и человеком, который сотрудничает с ним и поддерживает с ним добрые отношения.

Совместная деятельность способствует благоприятному психологическому климату на занятии, а успешное выполнение задания доставляет удовольствие. В процессе работы развиваются не только навыки игры на инструменте, но и:

  • навыки говорения;
  • улучшается качество речи;
  • пополняется словарный запас;
  • вырабатывается навык общения в диалоге и так далее.

Не секрет, что традиционный урок — это «театр одного актера», где 90% нагрузки падает на учителя. Если же учащийся чувствует, что он выполнил задание, которое вызывало у него страх, опасение. Он смог! Он — творец, он — герой! Масса положительных эмоций, удовольствие. Ученик уже не объект, а полноправный участник процесса познания.

Для раскрытия творческого потенциала учащихся очень важно, чтобы они находились в состоянии комфорта (психологического, интеллектуального, физического). Достичь комфортного пребывания в учебном заведении можно лишь объединив усилия всех составляющих учебного и воспитательного процесса.

            Приведу примеры из моей работы с учащимися.

 Среди моих учеников есть группа детей из 4/5 класса их 6 человек. Девочки: Алина,  Мария; мальчики: Никита, Артем, Максим. Все дети с разными музыкальными данными, с различной степенью мотивации к занятиям  музыкой. Успехи в общеобразовательной учебной деятельности различные. Внимание и участие родителей также неодинаково. С успехом играть в ансамбле с одноклассником могут пока только двое: Маша и Алина.

В семье Маши может играть на инструменте ее мама. Она окончила  музыкальную школу по классу фортепиано. В этой семье есть традиция совместного музицирования. Девочке хочется исполнять разную музыку, в том числе и ту, которую когда-то играла ее мама.  Маша почти всегда готова к занятию. Маша любит музыку, с удовольствием читает с листа, что позволяет значительно расширить репертуар и облегчает разучивание музыкального произведения.  Очень любит играть в ансамбле с одноклассниками и педагогом. Она  внимательна.  Охотно выступала на конкурсе-фестивале «Серебряный ключ» сразу в двух номинациях: «Музыка петербургских композиторов», «Камерный ансамбль». Результат: в каждой номинации  завоеваны дипломы II степени.  В районном конкурсе – диплом IIIстепени. Маша участница олимпиад по различным предметам, закончила учебный год с отличными оценками.

Алина очень хочет хорошо играть. В семье Алины нет музыкантов, но родители  всегда  интересуются тем, как обстоят дела, дома устраиваются мини-концерты. Алина не очень дружит с аппликатурой, что создает дополнительные трудности при работе с произведением. Она предпочитает принести на занятие уже готовое произведение, а не отрабатывать трудные эпизоды в классе. Любит, чтобы все получалось сразу, очень хочет играть в ансамбле с Машей. Это стимул.  Мотивацией в данном случае служит дружба с Машей.  Алина участница конкурса-фестиваля «Серебряный ключ», имеет дипломы II и   III степени.  

Максим пришел в первый класс, имея за плечами год подготовки в дошкольном отделении лицея. Однако мотивация была крайне незначительна, интереса и желания заниматься не было. Со стороны родителей внимания и поддержки не оказывалось (не только к занятиям на инструменте, но и к школьным урокам). Результат неблагоприятный: по окончании учебного года - переэкзаменовки по трем предметам.

Никита первые месяцы занятий очень не любил чтение с листа, неохотно брался за новые произведения. Любимым делом было исполнение ранее выученных произведений наизусть. Страх перед новым текстом был главным.  Систематически читая с листа самые простые тексты, удалось убедить его в успешном выполнении и более сложных заданий. Теперь новые тексты воспринимаются спокойно и по-деловому, а не на уровне отрицательных эмоций. Участник «Серебряного ключа» имеет сертификат за игру в ансамбле вместе со своим другом Артемом.

Артем любит музыку, особенно ему нравиться разучивать пьесы, написанные в джазовом стиле. Оказалось, что его папа любит такую музыку. Внимание и поощрение со стороны отца явились мощным стимулом к занятиям.  В семье занятиями Артема интересуются все, начиная с мамы и заканчивая дедушкой. Семейные концерты стали традицией, важными видами мотивации в получении знаний, умений и навыков.

Для раскрытия творческого потенциала учащихся очень важно, чтобы они находились в состоянии комфорта (психологического, интеллектуального, физического). Из вышеприведенных примеров моей работы в гимназии видно, что достичь комфортного пребывания в учебном заведении можно лишь объединив усилия всех составляющих: педагогов, родителей, классных руководителей.

Работа учащихся в ансамбле несет большую ответственность. Отвечаешь не только за себя, но и за своего партнера, за общее дело. Особенно ответственно подходят ребята к концертам. Мы играем для родителей, выступаем перед одноклассниками, участвуем в благотворительных концертах и концертах для ветеранов. Таким образом, дети участвуют в добрых делах, адаптируются в социуме, чувствуют свою социальную значимость.

Для раскрытия творческого потенциала учащихся очень важно, чтобы они находились в состоянии комфорта (психологического, интеллектуального, физического) полезны внеклассные мероприятия.

Работа в тесном контакте с классным руководителем 4/5 класса Лагуновой Еленой Александровной дала возможность для проведения с классом, начиная с первого по четвертыйгод обучения, не только традиционных концертов. Были проведены занятия на темы: «Симфонический оркестр вдоль и поперек », «Куда ведет нас танец?», «Что мы знаем о песне?» и т.д.

 По окончании занятий проходил обмен мнениями о прослушанной музыке, дети были активными участниками беседы. Стиль общения доброжелательный и спокойный. Речевая активность учащихся увеличилась, а учителя уменьшилась. Пополнился лексический запас учащихся. Творческие работы детей говорят о понимании музыки. Музыка стала важной частью их досуга. 

Хочется отметить о пользе тесной связи и работе с родителями. Интерес, положительные эмоции, заинтересованное отношение родителей – все это является важными видами мотивации в получении знаний, умений и навыков.

Наши родители помощники педагога, они участвуют в организации поездок на выступления вне гимназии. Поездки в Капеллу, филармонию проходят также с их участием. Совместно празднуем приход нового года и весны.  Их заинтересованность успехами ребенка, щедрость на похвалу способствует прочной мотивации и развитию творческой личности. 

Комфорт (англ.)- поддержка, укрепление.

Комфорт - обстановка, обеспечивающая спокойствие, уют. Психологический комфорт  – условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, у него нет необходимости защищаться («Толковый словарь»).

Три составляющих понятия «комфорт»:

1.Психологический комфорт – состояние в процессе жизнедеятельности, которое говорит о состоянии радости, удовольствия, испытываемые при  нахождении в школе. Успешная творческая деятельность формирует у ребенка состояние психологического комфорта.

Источником психологического комфорта являются: положительное эмоциональное состояние ученика и учителя; доброжелательные отношения между ними. Как добиться  психологического комфорта на занятии?

  • использовать в работе словесное убеждение;
  • не требовать, а просить;
  • оптимально организовать работу на занятии;
  • не допускать стрессовых ситуаций;
  • использовать эмоциональную разрядку (смена деятельности, улыбка, шутка и т.д.).

Психологический комфорт – ведущая составляющая. Он создает в школе деловую и   спокойную атмосферу. Такая обстановка необходима не только для усвоения знаний, но для физического состояния учащихся.

2. Интеллектуальный комфорт

Это удовлетворение потребности в получении новой информации. Удовлетворенность своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке.

Интеллектуальный комфорт возможен при уровне требований, нагрузке, темпе соответствующим возможностям учащихся. Иначе неизбежны утомляемость, стрессы, ухудшение состояния здоровья.

Как добиться?          

  • сменой видов и темпа деятельности (слушание, ответы на вопросы, отработка фрагментов произведения ит.д.);
  • наличие внешнего мотива (оценка, поддержка);
  • разнообразные паузы в работе (переключение внимания, физминутки).
    3.   Физический комфорт

Это наличие в учебном заведении всего материального обеспечения, необходимого для обеспечения образовательного процесса и его оптимального использования.

Как достичь физического комфорта?

  • соблюдением нормативов «Санпина»;
  • организацией горячего питания и питьевого режима;
  • организацией двигательной активности на переменах.

Дополнительная информация

  • Тема публикации: Создание психолого-эмоционального комфорта посредством совместной деятельности на занятиях ансамблевого музицирования
  • Предмет: Музыка
  • Класс: 3-й год обучения
  • Технология обучения: Статья
  • ФИО автора: Колк Ольга Николаевна
  • Должность: Педагог дополнительного образования
  • Учреждение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 271 Красносельского района Санкт-Петербурга
  • Город: Санкт-Петербург
Прочитано 3265 раз Последнее изменение Суббота, 14 Сентябрь 2013 14:43
Колк Ольга Николаевна

педагог допобразования ф-но

1 Комментарий

  • Комментировать Анна Опубликовано:
    Среда, 01 Июль 2015 23:10

    Автор:
    Анна

    Какая корявая фраза, да ещё и с ошибкой: "Работа в тесном контакте с классным руководителем 4/5 класса Лагуновой Еленой Александровной дала возможность для проведения с классом, начиная с первого по четвертыйгод обучения, не только традиционных концертов".

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Контакты

для детей старше 6 лет