Обратная связь
Среда, 17 Апрель 2013 17:48

Окислительно-восстановительные реакции

Автор: 
Оцените материал
(1 Голосовать)
Окислительно-восстановительные реакции Окислительно-восстановительные реакции

Урок химии в 8-м классе с использованием презентации, АИС «Знак» по теме «Окислительно-восстановительные реакции»

Брошевецкая Любовь Викторовна,
учитель химии и биологии,
заместитель директора по учебной работе ГБОУ СОШ № 549

Эпиграф: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» Л. Н. Толстой.

ТИП УРОКА: комбинированный урок с использованием презентации, АИС «Знак».

Концептуальная цель: развитие основ системно-аналитического мышления.

Стратегическая цель: развитие способности анализировать и обобщать.

ЦЕЛЬ УРОКА:

  • продолжить формирование системы знаний об окислительно-восстановительных реакциях.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающие:

  • закрепить понятия «степень окисления», процессы «окисления», «восстановления»;
  • закрепить навыки в составлении уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса;
  • закрепить навык работы учащихся в АИС «Знак».

Развивающие:

  • продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций;
  • совершенствовать умения работать с АИС «Знак».

Воспитывающие:

  • формировать потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям;
  • анализировать ответы товарищей, прогнозировать результат работы, оценивать свою работу;
  • воспитать культуру общения через работу в парах «ученик – ученик», «учитель – ученик».

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

  • компьютерная презентация, таблица растворимости,
  • периодическая система Д. И. Менделеева,
  • рабочие листы, листы самооценки.

Ход урока

Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент
Доброе день! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте их поприветствуем, улыбнёмся и начнём работать.  
В начале урока хочу обратить ваше внимание на эпиграф. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.» Л. Н. Толстой.
Слайд 1
 
Прочтите его. Как вы его понимаете?
Я предлагаю обдумать его и проверить справедливость этих слов в течение нашего урока.
Предполагаемые ответы учащихся:
— Всё запомнить не возможно.
— То, что мы запомнили необходимо уметь применять, иначе знания «мертвы».
Работать будем с оцениванием каждого этапа урока. У каждого на парте лист самооценки. Подпишите инициалы. Каждый из вас в течение урока будет оценивать свою работу на этапах. В конце урока вы поставите себе итоговую оценку.
Лист самооценки:
Ф. И. учащегося
1 этап 2 этап 3 этап
     
Итоговая оценка:
 
2. Актуализация знаний
Слайд 2
Фрагмент фильма «Окислительно-восстановительные реакции».
 
О каких окислительно-восстановительных процессах упоминается во фрагменте фильма? Предполагаемые ответы учащихся:
Это — обмен веществ в организме, порча пищевых продуктов, процессы фотосинтеза у растений, брожения, гниения, сгорания топлива, выплавка металлов, ржавление железа и другие.
3. Целеполагание и мотивация
Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Запишем тему урока в рабочий лист.
Окислительно-восстановительные реакции.
Мы продолжим знакомиться с ОВР.
ОВР
4. Осознание и осмысление учебного материала
Для того, чтобы наша работа была успешной необходимо вспомнить термины, относящиеся к данной теме. У вас на столах есть рабочие листы, запишите эти термины. Учащиеся работают парами.
Записывают термины в произвольном порядке.
Перечисляют термины: степень окисления, окислительно-восстановительные реакции (ОВР), окисление, восстановление, окислитель, восстановитель.
Пронумеруйте данные термины в порядке значимости, для изучения данной темы. Учащиеся предлагают свои варианты.
После обсуждения порядка расположения терминов показ слайда 3. Коррекция нумерации.
Дайте наиболее полные определения терминам. Учащиеся демонстрируют знания терминология.
С помощью слайда 4 проводится коррекция знаний.
  • Степень окисления — это условный заряд атомов химического элемента в соединении, вычисленный на основе предположения, что все соединения состоят только из ионов.
  • Окислительно-восстановительные реакции — реакции, в ходе которых изменяются степени окисления элементов вследствие перехода электронов от восстановителя к окислителю.
  • Окисление (о-ние) — процесс отдачи электронов атомом, молекулой или ионом, степень окисления элемента повышается.
  • Восстановление (в-ние) — процесс приёма электронов атомом, молекулой или ионом, степень окисления элемента понижается.
  • Окислитель (о-ль) — вещество, содержащее атомы или ионы, принимающие электроны.
  • Восстановитель (в-ль) — вещество, содержащее атомы или ионы, отдающие электроны.
 
Оцените себя на данном этапе. Записывают свою отметку в лист самооценки учащихся. Этап 1
Определите степень окисления элементов:
  1. S
  2. H2SO4
  3. NaHSO3
  4. HNO3
  5. Cu(NO2)2
  6. NO2
Слайд 5
Обсуждение в парах
Ответы соответственно:
  1. 0
  2. +1, +6, -2
  3. +1, +1, +4, -2
  4. +1, +5, -2
  5. +2, +5, -2
  6. +4, -2
Определите, какая из предложенных реакций окислительно-восстановительной не является:
  1. 2Na + Cl2 = 2NaCl
  2. NaСL + AgNO3 = NaNO3 + AgCl↓
  3. Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2^
  4. S + O2 = SO2
Слайд 6
2
Так как у элементов, входящих в состав соединений, участвующих в реакции с. о. не изменяется. Все остальные реакции являются ОВР.
Окислительно-восстановительной является реакция, уравнение которой соответствует номеру
  1. CaCO3 + SiO2 = CaSiO3 + CO2
  2. BaO + SO2 = BaSO3
  3. CuCl2 + Fe = FeCl2 + Cu
  4. CuSO4 + 2KOH = Cu(OH)2↓ + K2SO4
Слайд 7
3
В данной реакции изменяется степень окисления у меди с +2 до 0 и у железа с 0 до +2
Какая схема превращения азота соответствует данному уравнению реакции
4NH3 + 5O2 → 4NO + 6H2O
  1. N+3 → N+2
  2. N-3 → N-2
  3. N+3 → N-3
  4. N-3 → N+2
Слайд 8
4
Азот в данной реакции изменяет с. о. с -3 до +2
Установите соответствие между изменением степени окисления атома серы и схемой превращения вещества. Запишите цифры без пробелов и запятых.
СХЕМА ПРЕВРАЩЕНИЙ
A) H2S + O2 → SO2 + H2O
Б) H2SO4 + Na → Na2SO4 + H2S + H2O
В) SO2 + Br2 + H2O → H2SO4 + HBr
ИЗМЕНЕНИЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ
  1. Э+4 → Э+6
  2. Э+6 → Э-2
  3. Э+6 → Э+4
  4. Э-2 → Э+6
  5. Э-2 → Э+4
Слайд 9
Ответы записывают в рабочих листах
521
Установите соответствие между схемой превращения и изменением степени окисления окислителя в ней.
СХЕМА ПРЕВРАЩЕНИЙ
A) Cl2 + K2MnO4 → KMnO4 + KCl
Б) NH4Cl + KNO3 → KCl + N2O + H2O
В) HI + FeCl3 → FeCl2 + HCl + I2
ИЗМЕНЕНИЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ ОКИСЛИТЕЛЯ
  1. Э+6 → Э+7
  2. Э+5 → Э+1
  3. Э+3 → Э+2
  4. Э0 → Э-1
  5. Э-1 → Э0
Слайд 10
Ответы записывают в рабочих листах
423
Окислитель (о-ль) — вещество, содержащее атомы или ионы, принимающие электроны, в первой реакции окислителем является атом хлора, во второй — азот, входящий в состав нитрат-аниона, в третьей — катион железа (III).
Пользуясь шкалой в учебнике определите число принятых электронов (n) в схеме
N+5 + ne- → N-3
  1. 5
  2. 2
  3. 3
  4. 8
Слайд 11
8
Алгоритм составления схемы электронного баланса у вас в рабочих листах.
  • Записать схему реакции
  • Определить СО элементов
  • Определить число отданных и принятых электронов
  • Составить электронный баланс
  • Определить коэффициенты
  • Перенести коэффициенты в уравнение реакции
Посмотрите опыт, составьте уравнение реакции с помощью электронного баланса.
Слайд 12, 13, 14
Учащиеся смотрят опыт между бертолетовой солью и красным фосфором, предполагают продукты реакции, уточняют их, записывают уравнение реакции, пользуясь алгоритмом, составляют схему электронного баланса, расставляют коэффициенты
K+1Cl+5O-23 + P0 = K+1Cl-1 + P+52O-25
Cl+5 + 6e → Cl-1 │ 5 — ок-ль, в-е
P0 – 5e → P+5 │ 6 — в-ль, о-е
5KClO3 + 6P0 = 5KCl + 3P2O5
Оцените себя на данном этапе. Записывают свою отметку в лист самооценки учащихся. Этап 2
6. Закрепление
«Сами, трудясь, вы сделаете всё для близких людей и для себя, а если при труде успеха не будет, неудача — не беда, попробуйте ещё.»
Д. И. Менделеев.
Слайд 15
Проверим себя с помощью АИС «Знак».
Учащиеся садятся за компьютеры и с помощью тестирования в АИС «Знак» проходят тест по ОВР. Получают результат. Отметку заносят в лист самооценки учащихся. Этап 3
Подводят суммарную отметку.
7. Домашнее задание
Расставьте коэффициенты в следующих схемах реакций методом электронного баланса:
  • С + HNO3 → H2О + NO2 + СО2
  • Cu + HNO3 (разб.) = Cu(NO3)2 + NO + H2O
  • S + HNO3 → H2SO4 + NO
В рабочих листах находят домашнее задание.
8. Итоги. Рефлексия
Как вы оценили себя на протяжении всего урока. Поставьте итоговую оценку. Если вы заработали «4» или «5», скажите вслух: «Я молодец!».
Обратимся к нашему эпиграфу: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью»Л. Н. Толстой.(Слайд 1)
Возникли ли у вас противоречия? Что вы думаете по этому поводу? Изменилось ли ваше отношение к данному высказыванию по сравнению с началом урока?
Спасибо за работу!
Сдают лист самооценки учащихся.

Приложение 1 — компьютерная презентация

Приложение 2 — тест по ОВР

Приложение 3 — лист самооценки учащихся

Приложение 4 — рабочий лист учащихся

Рабочий лист учащегося

Карта урока

1.Запишите  термины, относящиеся к теме урока.

2.Пронумеруйте их в порядке значимости (на ваш взгляд).

3.Устно дайте наиболее полные определения этим терминам. Поставьте себе отметку.

  1. Определите степень окисления элементов:
  • S  
  • H2SO4
  • NaHSO3
  •  HNO3
  • Cu(NO2)2
  •  NO2

5. Определите,  какая из предложенных реакций окислительно-восстановительной не является:

1) 2Na + Cl2 = 2NaCl
2) NaСL + AgNO3= NaNO3+AgCl↓
3) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2­

4) S+O2=SO2

6. Окислительно-восстановительной является реакция, уравнение которой соответствует номеру

1) CaCO3 + SiO2= CaSiO3 + CO2

2) BaO + SO2 =BaSO3

 3) CuCl2 + Fe = FeCl2 + Cu

 4) CuSO4 + 2KOH = Cu(OH)2↓ + K2SO4

7. Какая схема превращения азота соответствует данному уравнению реакции

  • 4NH3 +5O 2 → 4NO + 6H2O
  • 1) N+3 → N+2                            3) N+3 → N-3
  • 2) N-3 → N-2                             4) N-3 → N+2

8. Установите соответствие между изменением степени окисления атома серы и схемой превращения вещества. Запишите цифры без пробелов и запятых.

СХЕМА ПРЕВРАЩЕНИЙ

A) H2S + O2 → SO2 + H2O                                  

Б) H2SO4 + Na → Na2SO4 + H2S + H2O    

В) SO2 + Br2 + H2O → H2SO4 + HBr                

ИЗМЕНЕНИЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ

1) Э+4 → Э+6

2) Э+6 → Э-2

3) Э+6 → Э+4

 4) Э-2 → Э+6

 5) Э-2 → Э+4

 

9. Установите соответствие между схемой превращения и изменением степени окисления окислителя в ней.

СХЕМА ПРЕВРАЩЕНИЙ

A) Cl2 + K2MnO4 → KMnO4 + KCl

Б) NH4Cl + KNO3 → KCl + N2O + H2O

В) HI + FeCl3 → FeCl2 + HCl + I2

 

ИЗМЕНЕНИЕ СТЕПЕНИ

ОКИСЛЕНИЯ ОКИСЛИТЕЛЯ

1) Э+6 → Э+7

2) Э+5 → Э+1

3) Э+3 → Э+2

4) Э0 → Э-1

5) Э-1 → Э0                                  Поставьте себе отметку.

10. Тестирование  с помощью АИС»Знак».(не более 15 минут) Запишите отметку за тестирование.

11Определите степень окисления элементов в схеме химической реакции, количество отданных и принятых электронов, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление

С + HNO3 → H2О + NO2 + СО2

Cu + HNO3(разб) = Cu(NO3)2 + NO + H2O

S + HNO3 → H2SO4 + NO

Поставьте итоговую оценку.

 Если вы заработали «4» или «5» скажите вслух «Я молодец!»

Перенесите отметки в оценочный лист и его сдайте.

                                                    

Оценочный лист

Ф. И. учащегося
1 этап 2 этап 3 этап Итог
       

Дополнительная информация

  • Тема публикации: Окислительно-восстановительные реакции
  • Предмет: Химия
  • Класс: 8 класс
  • Технология обучения: Проблемное
  • ФИО автора: Брошевецкая Любовь Викторовна
  • Должность: Учитель химии и биологии, заместитель директора по учебной работе ГБОУ СОШ № 549 Санкт-Петербурга
  • Учреждение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 549 Красносельского района Санкт-Петербурга
  • Город: Санкт-Петербург
Скачать вложения:
Прочитано 7025 раз Последнее изменение Суббота, 27 Апрель 2013 00:55
Брошевецкая Любовь Викторовна

"Почетный работник общего образования"

Сайт sch549.ru/blog/broshevetskaya-lyubov-viktorovna.html

Последнее от Брошевецкая Любовь Викторовна

Видео

Видео к уроку
Другие материалы в этой категории: « Белки КВН «Химия! Химия! Химия!» »
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Формы

Контакты

для детей старше 6 лет